Письма читателей (июль 2007 г.): За самые интересные – призы
Лучшее письмо месяца
Алексей Алесковский: В майском номере «ПМ» в статье «Ракета с педалями» допущена то ли ошибка, то ли шутка, возможно, связанная с переводом. Разновидность велосипеда, который имеет два колеса в одну линию, где велосипедист располагается лежа или полулежа, принято называть «лежачий велосипед», «лигерад» или «рикамбент». Лигерад устойчив только в движении, что показано на снимках к статье на стр. 136 и верхнем правом на стр. 138. На стоянке лигерад может стоять либо на дополнительной опоре (стр. 136, верхний на 137, левый и правый нижний на стр. 138), либо прислоненным к стене (второй сверху на стр. 137). А на нижнем левом снимке на стр. 137 показано приготовление лигерада с обтекателем к старту — механик держит его за заднюю часть. Веломобиль же имеет как минимум три колеса и может стоять на месте на своих колесах. Вероятно, автора запутал английский термин HPV (Human Powered Vehicle), который переводится как «транспорт на мускульной тяге». То есть в принципе байдарка с винтом и педалями (построенная С.И. Кусковым в 1970-х) тоже будет HPV, но веломобилем ее считать нельзя.
Фтор против кислорода
Юрий Стригельский: В материале «К Марсу на реакторе» («ПМ» №1'2007) автор сам себе противоречит. Сперва он упоминает как лучшие окислители фтор и кислород, а затем почему-то указывает, что «самые эффективные среди всех химических ракетных двигателей» — кислородно-водородные. Однако лучшие показатели из созданных двигателей имели фторно-аммиачные РД-301, -302, -303. Большая серия этих двигателей показала при испытаниях выдающиеся результаты, и не вина их создателей, что они не были востребованы. Удельный импульс 400 секунд при последующем переходе на фтор-водород мог достичь проектного уровня РД-350 — 464 секунд.
ПМ: Нет, в статье все верно. Удельный импульс существующих кислородно-водородных двигателей космического шаттла — 455 секунд. Удельный импульс фтор-аммиачного двигателя уступал кислородно-водородному. А фтор-водородный двигатель хотя теоретически и превосходил (примерно на 15−20 секунд) кислородно-водородные, но никогда не был построен.
Летающий аналог
Дмитрий Потапов: В материале «Оружие будущего» («ПМ» №5'2007) вы писали об американском самолете-носителе лазерного оружия и заявили, что в России аналогов ему нет. Это не так. В СССР такой самолет — А-60 — был создан в ОКБ им. Бериева на базе Ил-76. Его первый полет состоялся 19 августа 1981 года. О результатах испытаний ничего не известно — они были совершенно секретными. Лазерная пушка А-60 была расположена в центроплане на выдвижной турели. Этим удавалось достичь более высокой точности наведения в условиях нестабильного полета и лучшей защищенности оптической системы.
ПМ: По некоторым данным, это был не прототип самолета с лазерным вооружением, а летающая лаборатория для испытаний боевого лазера, который планировалось установить на космическом аппарате «Скиф». Именно поэтому мы и не упомянули его как аналог.
По тормозам!
Сергей Корниенко: К статье «Чтобы девушки визжали» («ПМ» №5'2007) следует добавить, что не у всех машин ручной тормоз действует на заднюю ось. В частности, у Subaru Leone ручник фиксирует передние колеса. Поэтому заявление «...дерните ручник, чтобы заблокировать задние колеса...» не совсем корректно.
ПМ: Вы правы, не всем автовладельцам доступны трюки с ручником. Помимо экзотического привода ручника на передние колеса, как у Leone или ранних SAAB, помешать могут «ножник» или автоматическая коробка. Однако и на этих машинах можно вращаться. На заднеприводном автомобиле поможет контрсмещение и резкое увеличение газа. На переднем приводе можно притопить газ и резко ударить по тормозам. Передние колеса, находящиеся под тягой, продолжат вращаться, а неведущие задние заблокируются.