Письма читателей (май 2007 г.): За самые интересные– призы
Сталинским маршрутом: лучшее письмо месяца
Савва Иванович Белый, Заслуженный штурман России: Хотел бы дополнить статью «Сталинским маршрутом» («ПМ» №3'2007). 3 августа 1935 года Сигизмунд Леваневский прекратил рекордный полет, находясь над Баренцевым морем. Покидая кабину после посадки на аэродроме Кречевицы под Новгородом, он задел тумблер включения подкрыльевого магниевого факела, который в ночное время подсвечивал подстилающую поверхность под самолетом. Начался пожар, выгорел 1 м² крыла. В полете пламя факела отделяется набегающим потоком воздуха и становится полностью пожаробезопасным. Этот случай еще раз подтвердил неподготовленность Леваневского для рекордного полета на АНТ-25. А вот женский мировой рекорд дальности 1938 года был омрачен трагедией. В процессе поисково-спасательных работ в воздухе столкнулись два транспортных самолета. Погибли два экипажа, в том числе герой Советского Союза, главный штурман НИИ ВВС Красной армии А.М. Бряндинский и десантники-спасатели. Эта катастрофа была «засекречена», чтобы не омрачать подвиг экипажа «Родины». Захоронение останков было произведено в 1960-х годах в г. Комсомольск-на-Амуре. Братская могила находится в сквере, напротив дома, в котором в 1938 году были размещены летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова после их рекордного полета.
«Утка» советской сборки
Петр Макаренко: Статья «НЛО советской сборки» («ПМ» №4'2007) начинается фотографией якобы 1952 года. Но по качеству она скорее соответствует 1992-му. К тому же на ней не МиГ-17, а «спарка» МиГ-15УТИ. Тем более в 1952 году наши летчики еще летали в кожаных шлемах, а на снимке видны пластиковые. На носу самолета эмблема МАПО «МиГ» послеперестроечного дизайна. Представленная схема выхлопа «НЛО» в то время совершенно не поддавалась управлению, а заявленные в статье двигатели с управляемым вектором тяги вообще анекдот. Все эти фантастические аппараты — не более чем фантазии «изобретателей», во множестве собранных техотделом «Анэнербе» в поисках «чудо-оружия», которое так и не спасло Третий рейх.
ПМ: Технологии реставрации старых фотографий с 1950-х годов ушли далеко вперед. Компания Applied Science Fiction (ныне исследовательское подразделение компании Eastman Kodak в Остине, штат Техас) разработала технологию Digital ROC (reconstruction of color) восстановления цветов старых фотографий и слайдов. На фото действительно изображен МиГ-15УТИ, мы просто ошиблись в подписи к фото. А в целом эта статья не утка, а первоапрельская шутка редакции «ПМ».
Ничего нового
Виктор Файнзильберг: Прочитал статью «Гром среди ясного неба» и еще раз убедился, что новое — это хорошо забытое старое. Сходные с X-51 задачи должен был выполнять комплекс, разрабатывавшийся в СССР еще в 1970-х. Для этого был создан высокоскоростной (3000 км/ч) носитель Т4 и ракета Х-45. Ракета разработки МКБ «Радуга» должна была иметь скорость 5−7 М (7000−9000 км/ч) и дальность полета в различных вариантах от 500−600 км до 1000−1500 км. X-45 проходила испытания в 1972—1976 годах. Кроме того, в 1975 году на вооружение советского ВМФ был принят модифицированный комплекс БРПЛ Д-5 с ракетой Р-27К (4К-18), которая имела неядерную боевую часть с радиолокационной или оптической головкой самонаведения, дальность стрельбы 1100 км и предназначалась для борьбы с авианосными соединениями. Дизельная ракетная ПЛ проекта 605 (К-102) могла нести 4 такие ракеты. Правда, ограничились одной лодкой.
Секреты дальнобойщиков
Юрий Богданов: Во врезке «Секреты сцепки» к статье «Страна шоссейных гигантов» («ПМ» №3'2007) указаны два вида сцепки. На самом деле в Австралии существуют три вида сцепки: упомянутые Double Road Train и Triple Road Train и исчезающий, но до сих пор использующийся B-Double (для коротких автопоездов до 25 м). Кроме того, в «рекордном» разделе колесная формула Kenworth K100G указана как 10х6. Однако первая цифра означает общее количество, вторая — количество ведомых колес, причем сдвоенные колеса считаются как одно. Таким образом, колесная формула этого тягача 6х4.