Заоблачные цены: почему некоторые лекарства такие дорогие
Сегодня на фармацевтическом рынке более миллиона различных наименований лекарств. Некоторые препараты, особенно для лечения редких заболеваний, могут стоить до нескольких десятков или даже сотен тысяч рублей. Чтобы понять, откуда берутся такие суммы, проследим весь путь лекарственного средства от задумки до выхода на рынок.
Разработка лекарственного средства начинается с научных исследований. В лабораториях и больницах врачи исследуют, как протекают различные заболевания, и какие изменения при этом происходят. Когда исследователи выяснили механизм патогенного процесса, они начинают думать, какое средство может нарушить этот механизм или обратить его вспять. Например, при поиске лекарств от бактериальной инфекции ученые ищут слабые места бактерии, воздействие на которые позволит сделать патоген «недееспособным», то есть лишить его возможности поражать здоровые клетки.
В результате работы ученые выясняют, какие группы химических соединений могут потенциально разрушить механизм заражения организма патогеном. После этого исследователи начинают тестировать на клеточных культурах различные типы химических веществ. В эти лабораторные испытания фармацевтические компании инвестируют свои деньги. По итогам первого этапа ученые отбирают те препараты, которые оказали значимый эффект — например, уменьшили популяцию бактерий.
Затем прошедшие во второй тур соединений начинают тестировать на животных. В этих тестах определяют токсичность и возможные побочные эффекты будущих лекарств на живой организм. Также выясняют, действует ли средство в естественной среде организма. На этом этапе некоторые препараты также отсеиваются. Затем специалисты проводят три этапа клинических испытаний. Каждый из этих этапов достаточно дорог и требует постоянного контроля специалистов и грамотного анализа данных. На каждом этапе количество пациентов увеличивается и требуется все больше нового препарата для тестирования.
Но даже после этих трех этапов никто не гарантирует, что лекарство будет одобрено и зарегистрировано. Национальное агентство может не одобрить выпуск препарата и тогда все усилия и вложения напрасны. Или же, препарат может не пройти клинические испытания. На все это затрачиваются огромные усилия и деньги. При этом компании хотят окупать свои вложения. Поэтому к большой себестоимости, обусловленной, кроме всего прочего, ограниченными объемами производства, прибавляется и наценка, призванная окупить затраты на не вышедшие на рынок препараты.