«Страх полета»: может ли пассажирский самолет развалиться из-за турбулентности
Что такое турбулентность?
Чтобы понять, насколько опасна турбулентность для лайнеров, для начала разберемся, что она из себя представляет. Сделать это проще всего на примере жидкости. Представим идеальную реку — в ней вода течет ровными слоями в одном направлении. Слои воды при этом не перемешиваются и имеют одну скорость. Такое движение называется ламинарным.
Если же эти слои начнут перемешиваться из-за столкновения с препятствием или действием какой-либо внешней силы, произойдет то же самое, что наблюдается при турбулентности в самолете — слои воды (в случае самолета — воздуха) будут перемешиваться и создавать хаотичные потоки. Самолет обычно движется вдоль ламинарных потоков — они помогают ему лететь. Поэтому при попадании в турбулентность лайнер начинает так трясти из-за смешивающихся слоев воздуха.
Турбулентность: опасна или нет?
Есть ли повод опасаться за свою жизнь при турбулентности? Опыт говорит, что особых поводов нет. Планеры современных лайнеров способны выдержать очень сильные нагрузки. Единственная катастрофа большого пассажирского самолета, которая однозначно связывается с турбулентностью природного характера, произошла больше полувека назад — тогда Boeing 707, облетая священную японскую гору Фудзи, попал в так называемую турбулентность ясного неба и потерпел крушение. Поэтому если задаваться вопросом опасна ли сильная турбулентность, то тут ответ будет скорее да, чем нет. Сразу успокоим: в настолько сильные турбулентные потоки самолеты практически не попадают.
С другой стороны, беспечность в отношении турбулентности может стоить дорого. В результате резкого изменения свойств воздушной среды самолет может, например, провалиться в воздушную яму, и не пристегнутые к креслам пассажиры имеют шанс получить серьезную травму, ударившись о потолок салона. Так что, хоть это явление и не несет угрозы для самолета, турбулентность в самолете опасна прежде всего для пассажиров. Нередко люди ломают конечности и получают другие серьезные травмы при попадании в такие зоны. Например, в 2019 году рейс компании Air Canada попал в так называемую «турбулентность ясного неба» — когда изменения направления потоков воздуха нельзя увидеть напрямую, так как в небе нет облаков и других знаков, указывающих на такую зону. Но даже при таком инциденте самолет не пострадал, хоть множество пассажиров и получили травмы.
Самолет во время турбулентности
Во время турбулентности в самолете начинается болтанка — вещи падают со своих мест, ящики с ручной кладью открываются, а конструкционные материалы лайнера испытывают огромные напряжения. Зоны турбулентности в самолете опасны не только этим причинам — они могут вызывать приступы воздушной болезни у пассажиров и ускорять изнашиваемость деталей лайнера.