ИИ в искусстве: художники фестиваля EverArt Weekend
Редакция TechInsider изучила программу фестиваля и выбрала первую часть событий, на которые стоит обратить внимание.
Среди более 50 событий фестивальной программы одним из самых дискуссионных станет мультимедийный научный арт-проект «Нейросетевая Апофения» (Neural Network Apophenia), организованный в сотрудничестве с петербургским онлайн-аукционом и галереей Art&Science и Digital Art KURFUTURELAB.
В нет примут участие яркие представители современной science art сцены: французская арт-группа Obvious (Пьер Фотрель, Хьюго Кассель-Дюпре и Готье Вернье), итальянский художник Давид Квайола (Davide Quayola), британские художники Анна Думитриу (Anna Dumitriu) и Алекс Мэй (Alex May), американские художники Джин Коган (Gene Kogan) и Майк Тайка (Mike Tyka), швейцарский художник Мэттью Керубини (Matthieu Cherubini), живущий и работающий в Пекине, а также российский мультимедиа-художник Егор Крафт.
Апофения — термин, обозначающий способность человека видеть значимые связи в случайных и никак не объединенных явлениях и изображениях. Например, животных в проплывающих облаках или архитектурные сооружения в комбинациях напольной плитки. Термин был введён в 1958 году немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом. По сути, принцип распознавания изображений и речи искусственными нейросетями — это машинная апофения, когда ничем не связанные цифровые паттерны комбинируются в некие смыслообразующие конструкции. Получается, что человек обучает искусственные нейросети апофении. Через апофению открывается поле воображения, фантазии и интуиции, долгое время считавшихся прерогативой человека. Апофения — это один из метафорических мостиков между естественными (биологический ум) и искусственными (машинный ум) нейросетями. То, что встроено на глубоком уровне в архитектуру и человека, и ИИ.
Французы Obvious станут хедлайнерами выставки. Команда известна картиной «Портрет Эдмонда Белами», которая была создана искусственным интеллектом и продана на аукционе Christie’s в 2018 году за полмиллиона долларов.
Специально для российского зрителя они представят часть своей новой работы «Лики искусственного интеллекта» (Facets of AGI, 2020) — это серия африканских масок, созданных нейросетью совместно с художником из Ганы. Цифровые прототипы масок были получены с использованием генеративно-состязательных нейросетей (GANs). Художники тренировали алгоритмы на базе данных из 12 тысяч африканских масок. Созданные нейросетью модели «оживил» ганский художник Абдул Азиз Мухамад: используя разные сорта древесины и другие традиционные африканские материалы, он вырезал и расписал маски в своей мастерской в Аккре.
На EverArt Weekend будет показано 4 маски, одна из них — Хабари (Habari), которая значит «Информация».
Художники из Великобритании Анна Думитриу и Алекс Мей (Anna Dumitriu, Alex May) готовят премьеру видеоинсталляции «Чувствительный» (Susceptible). Анна известна своими экспериментами в области биоарта — например, выставка одежды, сшитой из смертельно опасных бактерий и вирусов. Алекс исследует искусство с помощью виртуальной реальности, технологий робототехники, мэппинга, видео- и саунд-арта. Работы Анны и Алекса выставлялись от Музея Пикассо и Tate Modern до Принстонского университета.
В работе «Чувствительный» они объединяют и визуализируют, казалось бы, несовместимые друг с другом данные — это международные результаты исследования по лечению туберкулеза (видеоизображение) и данные о входящих и исходящих потоках людей лондонского аэропорта Гатвик (саундтрек).
Было проанализировано тысячи изображений туберкулезных бактерий, подвергшихся воздействию различных антибиотиков. Эти данные объединили с данными секвенирования полного генома микобактерий туберкулеза, чтобы предсказать, какие антибиотики могут быть использованы для его лечения.
На видео можно будет наблюдать, как микобактерии туберкулеза роятся вокруг бронхов и альвеол легких. Четыре антибиотика представлены разными цветными облакообразными элементами. Бактерии туберкулеза в случае их чувствительности к одному из четырех препаратов притягиваются к нему и уничтожаются.
Своей работой художники поднимают актуальную на сегодня тему человеческого здоровья и хотят сфокусировать на ней внимание. Здоровье человека не имеет границ, оно становится глобальным вызовом, требующим международного решения и участия всех стран.
Давид Квайола (Davide Quayola) — британский художник итальянского происхождения, работы которого выставляются на ведущих арт-площадках мира. Он создает видеоинсталляции, аудиовизуальные проекты, скульптуру и работы на бумаге, в которых современные технологии выступают не только инструментом исследования искусства, но прежде всего сами становятся предметом исследования.
На EverArt Weekend Давид покажет свой фильм «Променад» (Promenade, 2018), который исследует механику и эстетику работы компьютерного зрения. Художник предлагает взглянуть на мир природы глазами дрона, облетающего леса швейцарской долины Жу. Художник здесь, с одной стороны, выступает в роли медиатора, который расшифровывает мир природы посредством новой технологической оптики. С другой — является соавтором машины, вместе они «рисуют» картину увиденного, где уже сложно отличить реальный мир от созданного компьютером.
Также стоит обратить внимание на выставку Галерея нейросетевого искусства, где художником и куратором выступает Искусственный интеллект.
Выставка создана с помощью нейросети компании Яндекс, повторяющей архитектуру StyleGAN2 — ее используют для генерированя лиц несуществующих людей. Яндекс обучил нейросеть на произведениях, принадлежащих к разным направлениям живописи: от фовизма и кубизма до минимализма и стрит-арта. Для этого нейросети показали 40 тысяч картин. Она проанализировала эти примеры и создала новые изображения. Названия картин для представленной выставки также подобрала нейросеть.
Показался любопытным совместный проект EverArt Weekend с Центром Art&Science Университета ИТМО (Санкт-Петербург), объединяющий четыре образовательных мероприятия с участием известных экспертов в области искусства, науки и технологий. Ключевое событие –– дискуссия «Искусственный интеллект: вдохновение алгоритмов» о том, что искусственный интеллект начинает играть все более значимую роль в жизни общества, при этом искусство тоже меняет и темы, и техники, и способ собственной подачи и трансляции. Модератором встречи выступит Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель программы магистратуры Art&Science в Университете ИТМО.
Все онлайн-выставки будут открыты круглосуточно с 3 по 5 июля на сайте фестиваля и в сервисе Яндекс.Коллекции. Обширная дискуссионная программа, состоящая из лекций, бесед, экскурсий, презентаций работ и виртуальных походов в гости к художникам, пройдет в те же дни. На все прямые онлайн-эфиры необходима предварительная регистрация. Выставка и записи эфиров будут доступны еще в течение месяца после фестиваля по платной подписке.