Письмо редактора о неразрывности времен
Начну издалека: в моей коллекции появилось новое любимое музыкальное произведение — Соната для фортепиано №5 Александра Николаевича Скрябина. Наш знаменитый соотечественник известен во всем мире как композитор-новатор. Его музыка свободна от ряда гармонических и тональных условностей, характерных для классиков от Моцарта до Чайковского. Однако ни у кого язык не повернется назвать музыку Скрябина экспериментальной: она бесконечно красива, гармонична, естественна, свободна и давно также признана классикой.
Тем не менее Скрябин был как никто другoй ценим всеми композиторами-экспериментаторами второй половины XX века. Его наследие помог сохранить конструктор Евгений Мурзин, на счету которого десятки важнейших изобретений военного времени, в том числе системы наведения для бомбардировщиков и военной артиллерии. Однако в историю наш великий соотечественник вошел как создатель первого в мире полифонического электронного синтезатора, который он назвал АНС в честь своего любимого композитора Скрябина. Посмотрев знаменитый фильм «Солярис» режисера Тарковского и послушав музыку Эдуарда Артемьева, записанную на синтезаторе АНС, многие молодые зрители интересовались необычным инструментом. А затем в их домашней коллекции появлялась та самая пятая соната.
Музыкант и программист Александр Золотов из Екатеринбурга увлекся музыкой Артемьева в начале 2000-х. Ему захотелось попробовать АНС в деле, но, поскольку такой возможности не было, Александр решил создать его виртуальную копию. Талантливый инженер позаботился о том, чтобы как можно больше музыкантов смогли поиграть на его инструменте, портировав программу на все возможные операционные системы. Они играли, получали удовольствие, изучали историю синтезатора АНС, а потом у них в плеерах появлялась скрябинская соната.
Технология PhonoPaper, благодаря которой нам журнал заиграл и запел, естественным образом отпочковалась от инструмента Александра Золотова. И вот теперь каждый из почти полутора миллионов читателей станет частью этой исторической цепочки, этой увлекательной истории. Если вы полюбите ее, то, возможно, ее смогут полюбить иваши внуки и правнуки. И получится, что мы с вами тоже сделали свой посильный вклад в неразрывность времен и бессмертие гения.
Всегда ваш, Сергей Апресов, главный редактор. Апрель 2015