Путь-дорожка фронтовая: военно-технический фестиваль «Моторы Победы»
«Полуторка» ГАЗ-ММ была самым распространённым грузовиком в Красной Армии. Именно она, на пару с ЗИС-5, вынесла на себе все тяготы и невзгоды первых месяцев войны, когда переговоры с союзниками о поставках техники по Ленд-лизу только начинались. На «полуторках» держался тыл — из-за нехватки мужчин, ушедших на фронт, за ее баранку садились женщины. Днём и ночью «полуторки» возили хлеб в блокадный Ленинград по ледовой трассе Ладожского озера. «Полуторки» доставляли на передовую снаряды, перебрасывали подкрепление, тянули пушки и миномёты, служили санитарными машинами. Сегодня «полуторка» превратилась в настоящий автомобильный символ Великой Отечественной.
На фестивале «Моторы Победы» такую «полуторку» представит военно-патриотический клуб «Дивизион». Члены клуба традиционно оденутся «по форме» и исполнят песни военных лет.
Здесь же посетители смогут увидеть и легендарную «Катюшу» — боевую машину реактивной артиллерии БМ-13, наводившую ужас на немцев. «Катюша» обладала сильным эмоциональным эффектом: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно и за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды.
Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника. На выставке будет представлена «Катюша» на шасси американского грузовика Studebaker US-6, поставлявшегося в СССР по Ленд-лизу.
Знаменитый «Виллис» из коллекции «Дивизиона» — один из самых популярных автомобилей комсостава Красной Армии. Именно благодаря этому внедорожнику в обиход вошло слово «джип». В Красную Армию Willys MB начали поступать с лета 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение, в первую очередь, как командирские автомобили и тягачи 45-мм противотанковых пушек. В комплекте к джипу прилагались лопата, лебёдка, канистра и ремкомплект. Споры о том, поставлялись ли вместе с машиной кожаные пальто и куртки для шофёров, не утихают до сих пор.
Мастерская Евгения Шаманского представит на выставке лучшие экспонаты из своего обширного собрания. Это уникальные, существующие сегодня в единственном экземпляре полугусеничные грузовики ЗИС-33 и ЗИС-42, восстановленные из руин до идеального состояния. Только на Олдтаймер-Галерее можно будет увидеть эти редчайшие автомобили — широкой публике их показывают очень редко.
Ещё одна жемчужина из коллекции Шаманского — полноприводный легковой автомобиль ГАЗ 61−73, которым в годы войны пользовался маршал Иван Степанович Конев. Машина прошла с ним все фронтовые дороги: от Вязьмы в 1941 году до Праги в 1945-м. Затем эту реликвию Великой Отечественной ждали долгие годы забвения, однако усилиями реставраторов маршальский ГАЗ 61−73 воссоздан в первозданном виде.
Будет представлена на выставке и еще одна «полуторка» в модификации военных лет — ГАЗ ММ-В. Грузовик с 1942 года выпускался с одной фарой, без дверей, с простыми гнутыми крыльями и другими упрощениями — всё это позволяло экономить дефицитный металл. Несмотря на такие вынужденные упрощения, многие «полуторки» дошли до Берлина! Грузовик ГАЗ ММ-В отреставрирован в полном соответствии оригиналу и неоднократно принимал участие в парадах на Красной площади.
Артиллерийский гусеничный тягач СТЗ «Сталинец» будет показан в процессе реставрации. Название расшифровывается как Сталинградский тракторный завод — тот самый, за который шли ожесточенные бои в 1942 году. Такие тягачи завод выпускал вплоть до 13 сентября 1942 года, когда бои начались уже непосредственно в цехах, обороняемых не только бойцами Красной Армии, но и бригадами рабочего ополчения.
«Музей Ретро-автомобилей на Рогожском валу» покажет два любопытных экспоната: советский внедорожник ГАЗ-67Б и созданный на его базе бронеавтомобиль БА-64Б. В Красной Армии 67-й прозвали «козлом» или «козликом» — за особую прыгучесть задней подвески. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач.
БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны. Использовался в роли разведывательной машины, а также для непосредственной поддержки пехоты.
Ещё один лёгкий бронемобиль Красной Армии — легендарный БА-20 в аутентичной камуфляжной раскраске встал на «боевое дежурство» у главного входа в парк «Сокольники».
Вернёмся в выставочный зал. Довольно редкая 76-мм горная пушка. Рядом с этим экспонатом расположится походный лагерь военно-исторического клуба «Гарнизон-А». Здесь каждый посетитель выставки сможет примерить на себя шинель, каску или пилотку, а затем сфотографироваться с друзьями на орудийном лафете.
На фестивале также будут представлены советские мотоциклы М-72 и ТИЗ АМ-600 (оба — в процессе реставрации), полевая кухня, армейские велосипеды, артиллерийские орудия, Боевые знамёна, миномёты, пулемёты «Максим», полевые телефоны и другие реликвии Великой Отечественной войны.
Прикоснувшись к боевой броне, послушав фронтовых песен и отведав солдатской каши, можно тотчас же из мира реального попасть в мир игровой — надеть шлем виртуальной реальности, взяться за профессиональный джойстик и тут же, не выходя из выставочного павильона, совершить вылет на истребителе или танковый рейд. Военно-историческая игра War Thunder, на стенде которой можно будет ощутить себя в роли пилота Второй Мировой, гарантирует потрясающую реалистичность: шлем Oculus Rift DK2 отслеживает движения головы играющего, поэтому внутри достоверно воссозданной виртуальной кабины можно свободно осматриваться, и вовремя замечать противников, заходящих сбоку или сверху.