Письма читателей (июль 2006 г.): И подарок автору лучшего

Виктор Файнзильберг: лучшее письмо месяца

Прочитал заметку «Как ножом по воде» (ПМ №5'2006), посвященную революционному катеру Stiletto. На самом деле он не столь уж революционен: принцип «воздушной смазки», применяемый в этом катере, хорошо известен и уже давно используется. Еще в 1960-е годы в СССР был создан глиссирующий теплоход «Заря», в конструкцию которого был заложен данный принцип. Единственное его отличие от Stiletto состоит в том, что корпусов у «Зари» было поменьше — только два. Теплоход долгие годы строился большой серией и нашел применение практически на всех реках Союза. Но только на реках! Из-за малого клиренса данной схеме присущ один серьезный недостаток: онa не любит даже незначительного волнения. На волнении происходит замывание полостей под днищем и разрушение воздушной смазки, из-за чего резко увеличивается смоченная поверхность и увеличиваются потери на преодоление трения воды о днище. На значительном волнении резко повышаются динамические нагрузки из-за ударов волн по горизонтальным участкам днища, которых у данного катера предостаточно, в результате чего находящиеся на борту люди оказываются в непереносимых условиях. Дальнейшее увеличение нагрузок на днище приводит к его разрушению. На значительном волнении из-за своей формы катер будет скакать с гребня на гребень, пока экипаж не сбросит скорость (или пока корпус не разрушится). Поэтому удел таких судов — реки и прибрежные воды в тихую погоду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зимняя «Охота»

Иван: В статье о минной системе «Охота» было упомянуто, что в наших суровых условиях электроника не выдерживает, замерзает. Особенно батареи. Может быть. Однако кто мешает сделать теплозащитную одежду для электроники? Это гораздо проще, чем для человека: батареи 00 по Цельсию, думаю, выдержать сумеют. Тогда для подогрева достаточно расположить рядом резервуар с замерзающей водой. Пока не замерзнет — температура ниже 00 не упадет. Да и сама батарея и электроника тепло выделяют. Ну, а если лениво специальный бокс делать, то можно просто закопать электронный блок ниже уровня промерзания (в районе Москвы это примерно полтора метра) — и все дела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Зимой в России замерзают даже реки, поэтому небольшой резервуар с водой продержится считанные часы. Теплозащитная одежда не поможет — маломощная электроника выделяет слишком мало тепла. А насчет закапывания блока на глубину 1,5 м — это достаточно трудоемко даже летом, что уж говорить о зиме, когда эти самые полтора метра уже промерзли!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невидимый и небезопасный

А.П. Заричанский: В статье «Невидимый флот» (ПМ №5'2006) ничего не говорится об экологической безопасности. А ведь одно дело — единичные ракетоносцы, и совсем другое — большой флот, суда, постоянно осуществляющие сложные швартовые и погрузочно-разгрузочные операции. Авария на танкере грозит разливом нефти по поверхности. А представьте, что это произойдет на большой глубине, с разрушением танков, да ко всему и в зоне активного течения? А если это будет атомная подлодка и выброс радиации сделает нефть непригодной к использованию? Думаете, экологи позволят произойти подобному в районах, где содержатся мировые запасы питьевой воды?

P. S. Платформа «Приразломная» имеет массу далеко не 100 тонн. Это «колоссальная махина» лишь для неискушенного читателя, а для специалиста отрасли может прозвучать как оскорбление — массы таких конструкций исчисляются десятками тысяч тонн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Приносим свои извинения за ошибку с массой «Приразломной». Конечно, реальная масса платформы составит около 85 тысяч тонн. А что касается экологической безопасности, проект пока существует лишь на бумаге, да и то в виде эскизов. Мы хотели лишь познакомить читателей с этими полуфантастическими планами.

Дырки в макаронах

Борис Штейн: Из статьи «Итальянско-китайская гордость» я так и не понял, как делают дырки в макаронах. Понятно, что в условиях современного производства это можно сделать десятками способов, однако особый интерес вызывает не только современная технология, но и технология, которая использовалась для этого в древности.

P. S. Как варенье попадает в конфету-подушечку, я, кажется, знаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Сейчас трубчатые макароны изготавливают, продавливая тесто через матрицу со специальным вкладышем, который и отвечает за отверстие в центре. В древности макароны, по-видимому, изготавливали точно таким же способом, только прессы были с ручным приводом (полностью ручное изготовление изделий произвольной формы не рассматриваем — оно непригодно для промышленного производства).