Письма читателей (июнь 2006 г.): И подарок автору лучшего
Андрей Тандит: лучшее письмо месяца
Я проработал в Институте космических исследований РАН более 13 лет и поэтому с удовольствием прочитал статью про аппарат с солнечным парусом (СП). Проекты подобных аппаратов разрабатывались многократно. В 1992 году в честь 500-летнего юбилея открытия Америки Колумбом предполагалось провести космическую регату — соревнование солнечных парусников. Цель — первым достигнуть орбиты Луны, а затем Марса. К сожалению, из-за отсутствия средств это международное состязание (в котором было заявлено и участие нашей страны) не состоялось. В статье есть неточность: паруса не могут работать вечно. Зеркальная поверхность паруса и его основа — полимерная пленка — подвергаются воздействию солнечного ветра, космического излучения и микрометеоритной бомбардировки. Кроме того, при облучении металлизированной пленки в результате фотоэффекта с поверхности паруса выбиваются электроны, что приводит к накоплению электрического заряда. Этот эффект учитывается при конструировании космических аппаратов, но только для СП он может быть использован во благо — фотоэлектроны значительно увеличат тягу паруса, если их ток компенсировать потоком положительных ионов. Впрочем, здесь мы приходим к различным комбинациям СП с реактивными двигателями. В этом случае конструкции, аналогичные СП, концентрируют солнечное излучение и используют его мощность для работы реактивных двигателей. Энергетическая установка с парусом площадью 1000 м², выполненным в виде собирающего зеркала, может непрерывно давать около 1 МВт. Электрореактивные двигатели такой мощности при малом расходе рабочего тела дают тягу, в тысячи раз превышающую тягу собственно паруса.
Розыгрыш
Алексей Андреев: Хоть вы и убрали смайлики в конце первоапрельских статей, приколы «шиты красными нитками». Сразу заметил «мобильные инфракрасные передатчики» (а кто поставил в светофоры приемники?), и очень сильно сомневаюсь в существовании рабочих образцов «подземоходов», хотя звучит очень убедительно.
ПМ: Розыгрышей в чистом виде в апрельском номере «ПМ» нет. Светофоры в США снабжены ИК-прием-никами, и упомянутые передатчики существуют и применяются экстренными службами. А в основе статьи о подземоходах лежат подлинные исторические факты, хотя, конечно, макет субтеррины — фантазия автора и художников.
Трудно быть богом
А. Север: С программами 3D-моделирования дело обстоит сложнее, чем описано в статье «Симулятор Бога» («ПМ» №4'2006). «Стандартов Голливуда» не существует — каждая киностудия использует программы, разработанные самостоятельно или купленные у других кинокомпаний. А 3DS Max и Maya — два жестких конкурента. Poser — специализированный инструмент для создания реалистичных моделей людей и животных, и вряд ли его можно назвать развлечением. Возможно, Poser и позволяет нескучно провести время, но лишь благодаря огромному труду авторов, которые сделали все, чтобы «первые шаги» дались пользователю с наименьшим трудом. Эту программу часто используют, когда надо быстро сделать модель человека для трехмерной сцены: например, Алиса и Боб (стр. 37) явно родом из Poser. Кстати, самое сложное в 3D-моделировании людей и животных — не лицо, а волосы. Именно ненатуральность изображения волос первым делом выдает неестественность «картинки». Бурный расцвет компьютерных «мультиков» за последние несколько лет — результат создания средств, позволяющих реалистично имитировать волосы, мех и траву (они моделируются одинаково).
ПМ: Главный редактор действительно хотел обнять девушку за талию. Но в этом случае девушка оказывалась на голову выше него. Чтобы морально не травмировать мужскую гордость, художники приняли решение в пользу уменьшения его партнерши.
Оружие химиков
Дмитрий Лемешев, лейтенант войск РХБЗ в запасе, командир взвода огнеметного и аэрозольного противодействия: Отвечу на заданный в статье «Буратино зажигает» («ПМ» №4'2006) вопрос: «Зачем химикам понадобилось такое оружие?». Одной из задач войск РХБЗ (радиационной, химической, биологической защиты) является огнеметное и аэрозольное противодействие. Поэтому заявку на разработку тяжелой огнеметной системы (ТОС) первым подало командование войск РХБЗ, и все существующие ТОСы приписаны к этим войскам. А огнеметчика, «подбирающегося с ранцевым огнеметом к ДОТу», просто жалко: чтобы подавить ДОТ, надо поджечь его с лицевой стороны, что закончится повторением подвига Александра Матросова. Для уничтожения ДОТов и ДЗОТов на расстоянии до 1 км существует мощное оружие — реактивные пехотные огнеметы РПО «Рысь» или РПО-А «Шмель».