Письма читателей (сентябрь 2005 г.): И подарок автору лучшего

Письма читателей (сентябрь 2005 г.): И подарок автору лучшего

Михаил Гут: лучшее письмо месяца

С интересом прочитал в июньском номере журнала статью «Скользкий тип тефлон». Я 10 лет проработал младшим научным сотрудником в Институте механики металлополимерных систем НАН РБ, занимался проблемами утилизации отходов политетрафторэтилена, синтеза фреонов и перфторполиэфирных масел. В статье есть некоторые неточности. Конечно же, политетрафторэтилен (ПТФЭ) обладает не фрикционными (как напечатано в статье), а антифрикционными свойствами. Кроме того, высокое давление и низкая температура для полимеризации ПТФЭ совсем не обязательны: ТФЭ способен полимеризоваться как при атмосферном давлении, так и при давлениях намного меньше атмосферного, как при комнатной температуре, так и при несколько более высоких температурах. Что касается сковородок и кастрюль с антипригарным покрытием на основе ПТФЭ, то их эксплуатация требует соблюдения техники безопасности. Если на плите оставить без присмотра на длительное время тефлоновую сковородку, то при достаточно высокой температуре начнется пиролиз ПТФЭ с выделением газообразного ТФЭ, в результате чего тефлоновое покрытие будет безнадежно испорчено и сковородку придется выбросить. Кроме этого, сам газообразный ТФЭ обладает некоторым токсическим действием, а при его попадании в открытое пламя газовой горелки образуется высокотоксичный дифторкарбонил. По этой причине запрещается выбрасывать отходы ПТФЭ на свалки бытового мусора: при их попадании в огонь выделяются высокотоксичные вещества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А где же вариатор?

Сергей Кожухов, инструктор по техническому обучению: Хотелось бы отметить статью «Полным-полна моя коробочка» в июльском номере «ПМ». Статья очень актуальная и интересная, а главное — простая в изложении (как человеку, проводящему обучение персонала в крупной автомобильной компании, мне есть с чем сравнивать). Однако в статье допущена достаточно серьезная неточность. Цитирую: «А пока наслаждайтесь всеми плодами прогресса сразу: новый Lexus RX-400h оснащен мощным V6, двумя электромоторами и бесступенчатым вариатором одновременно!». Действительно, на автомобиле установлен двигатель V6 объемом 3,3 литра и два электрических мотор-генератора. А вот бесступенчатого вариатора там нет! В трансмиссии Lexus RX-400h установлен двухрядный планетарный делитель мощности, задача которого — перераспределять потоки мощности между силовыми агрегатами (электромоторами и ДВС).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Вы совершенно правы! В данном случае мы ошиблись: у Lexus RX-400h действительно отсутствует не только вариатор, но даже и коробка передач в обычном понимании этого слова. Надеемся, что подробная статья, посвященная гибридному приводу Lexus RX-400h, опубликованная в августовском номере «ПМ», послужит определенного рода извинением за нашу ошибку.

Больше физики!

Андрей Макеев: Я студент кафедры электрофизических установок МИФИ. Нас готовят к работе с машинами чрезвычайной сложности и красоты технических решений — ускорителями («ПМ» неоднократно о них писала). Первые номера «ПМ» я прочитывал за считанные дни, читал их везде: в метро, в автобусе, стоя на остановке, на скучных семинарах по каким-то гуманитарным предметам... Но шло время, и материалов, хранящих дух первых номеров, становилось все меньше. Теперь уже не найти статей в духе «Эффект Каземира», «Квантовый компьютер», «Монополь Дирака»... Очень жаль, что пропали самые-самые популярно-механические статьи, темы которых были на острие современной физики. Есть, безусловно, отличные материалы (например, про вирусы, про коробку передач) — это здорово, ведь журнал читают не только физики, но и биологи, и конструкторы, и химики, и рыбаки, и стрелки из лука. Но мне кажется, что строка «Журнал о том, как устроен мир» становится заманухой без упомянутых мной выше статей, ибо, прочитав номер, ничего нового о законах природы не узнаешь...

ПМ: Начнем исправляться прямо с этого номера — в нем можно прочитать об очень интересном и перспективном научном проекте — международном экспериментальном термоядерном реакторе ITER. В будущих номерах мы тоже постараемся уделять самое пристальное внимание передовым научным темам.