Что за странные звуки раздаются из-под пола самолета во время руления: отвечаем на вопросы об авиации, кошках и машинах
Почему зудят заживающие раны?
Для этого существует несколько причин. В качестве первой обычно называется гормон гистамин, который выделяется определенным типом клеток в случае опасности вторжения в организм аллергенов, токсинов и прочих чужеродных факторов. К таким случаям относится и ранение. Гистамин активизирует клетки иммунной системы, создавая при этом оптимальные условия для их работы, то есть мешая заразе распространяться по организму (возникновение отечности и замедленный кровоток). Ирония нашей биологической судьбы в том, что и сам гистамин – это аллерген, вызывающий, в частности, астму (отечность дыхательных путей). Зуд в ране тоже может быть вызван аллергической реакцией. Вторым важным фактором возникновения зуда считается восстановление нервных окончаний взамен поврежденных. В процессе роста тканей, замещающих утраченные, новые нервные окончания подвергаются постоянному раздражению, что считывается мозгом как зуд.
А что это за тявкающие звуки раздаются из-под пола самолета во время руления?
Люди, страдающие аэрофобией, чутко прислушиваются ко всем звукам в пассажирском салоне, и, если природа звуков непонятна, аэрофобы интерпретируют их как знак неисправности, а значит, возможной опасности. Поможем этим людям и откроем маленький секрет. Итак, если вы услышали во время руления звуки, отдаленно напоминающие собачий лай, значит, вы с большой долей вероятности находитесь на борту самолета, сделанного компанией Airbus, например A320 или А330. Такие звуки в моделях этой компании издает устройство, называемое агрегатом передачи давления. В современных двухдвигательных самолетах каждая силовая установка самостоятельно поддерживает давление в своих гидравлических системах. Если же в полете из-за неисправности один из двигателей давление поддерживать не может, ему «помогает» второй двигатель, а передачу давления к неисправному мотору как раз осуществляет упомянутый агрегат. Во время руления ради экономии топлива пилоты часто задействуют только один двигатель, второй при этом выключен и давление в его гидросистеме не поддерживается. Автоматика агрегата воспринимает эту ситуацию как отказ одного из моторов, и насос кратковременно включается для нагнетания давления.
Правда ли, что черепаховыми могут быть только кошки, но не коты?
Правда, но не совсем. Цветом шерсти у кошек управляют два гена. Один дает белый окрас. Другой существует в виде двух аллелей: один из них дарит нашему хвостатому другу рыжий цвет, другой – черный. Таким образом, как правило, цвет кошки формируется комбинацией либо черного-белого, либо белого-рыжего. Интересный момент заключается в том, что аллели «черно-рыжего» гена локализуются исключительно в половых X-хромосомах. Поскольку у котов X-хромосома не парная, то вариантов нет: проявиться может либо «черный», либо «рыжий» аллель. У кошек ситуация схожая: ведь даже при наличии парных Х-хромосом одна из них блокируется и экспрессируется лишь один из вариантов гена. Однако в редких случаях срабатывают попеременно то один, то другой аллель, превращая шерсть кошки в «лоскутное одеяло» черных и рыжих пятен на белом фоне. Но известны и еще более редкие случаи: появление на свет котов с троичным набором половых хромосом XYY. И вот такие коты могут быть черепаховыми. Правда, этот странный генетический дефект не дает XXY-котам возможности иметь потомство.
Почему грузовики и автобусы в отличие от легковых авто оснащены пневматическим тормозом?
Когда грузовой автомобиль тормозит, он пыхтит. Это сжатый воздух из тормозных камер выдувается наружу. Рядом с тормозящим легковым автомобилем мы ничего подобного не услышим: рабочим телом его тормозной системы является тормозная жидкость, никуда дальше расширительного бачка из системы не уходящая. У гидравлических тормозов есть ряд преимуществ, прежде всего быстродействие, большая отзывчивость, по причине несжимаемости тормозной жидкости (для скоростных и высокоманевренных машин это важный момент). Но стандартом для тяжелого коммерческого транспорта выбрана пневматика. Почему? Во-первых, потому, что она проще в обслуживании. Например, при сцеплении-расцеплении тягача и прицепа необходимо соответственно смыкать-размыкать их тормозные системы. Если бы здесь применялась гидравлика, пришлось бы проводить дополнительную операцию по изгнанию воздуха из системы. А в пневматическом тормозе воздух – это и есть рабочее тело, и изгонять его не нужно. При утечке жидкости из гидросистемы потерю требуется обязательно компенсировать новой порцией тормозной жидкости. А в пневмотормозе нет никакой жидкости – есть всегда доступный воздух, который компрессор закачивает в систему. К преимуществам пневмотормоза относят и нечувствительность к небольшой разгерметизации, так как давление постоянно поддерживается компрессором.
Цифры
26 терабит в секунду
текущий рекорд скорости передачи данных по оптоволокну
96%
массы всех млекопитающих на Земле приходится на людей и домашних животных
100 км
длины достигнет ускоритель FCC, который может прийти на смену Большому адронному коллайдеру
1200 Тесла
рекорд силы магнитного поля, созданного в лаборатории. Это в 50 млн раз выше магнитного поля Земли
2
Зарегистрировано всего два случая болезни Филдс, самой редкой из известных современной медицине
130 ГВт
текущая мощность солнечных электростанций в Китае, в 5,5 раз больше производительности крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС
5150 лет
составляет возраст древнейшего известного деревянного колеса
46 831 ген
содержит человеческий геном: новые оценки заметно увеличили их количество