Александр Грек о вторичной переработке хвостов
Например, списанный аккумулятор от Tesla или Nissan Leaf способен питать небольшой частный дом ночью, а днем подзаряжаться от солнечных батарей. В Амстердаме списанные батареи от 148 Nissan Leaf старого поколения могут сглаживать скачки потребления гигантской спортивной арены, подзаряжаясь от солнечных батарей на крыше. Срок службы такой системы около десяти лет. А куда девать аккумуляторы дальше?
Мои знакомые ученые из Кремниевой долины не сильно переживают по этому поводу. С одной стороны, человечество близко к исчерпанию многих месторождений, особенно редкоземельных, с другой – стремительно развиваются технологии промышленной добычи тех же ресурсов из отходов. Сегодня много говорят о вторичной переработке отвалов месторождений, так называемых хвостов. Например, до 1975 года в нашей стране участки россыпного золота с содержанием менее 5 г на кубометр руды даже не рассматривались, а сейчас рады и половине грамма. Существуют отвалы с повышенным содержанием платины, палладия, родия, иридия, рутения, осмия и прочих редких металлов. И вторичная переработка этих хвостов уже настоящее.
Не меньшее количество полезного сырья сконцентрировано на обычных свалках, от которых сейчас все открещиваются. Стремительное совершенствование нанотехнологий приведет в ближайшее десятилетие к тому, что старые свалки начнут цениться не меньше, чем сейчас – месторождения золота. Только в отличие от последних в них содержится почти вся таблица Менделеева. И фраза, что следующая цивилизация будет жить на свалках, приобретает уже совсем другое значение.