Почему грибы проламывают асфальт: удовлетворяем ваше любопытство
Почему грибы проламывают асфальт?
Грибы действительно обладают колоссальной пробивной способностью. Они взламывают асфальтовые покрытия толщиной до 7 см и даже камень. Как известно, то, что в быту называется грибами, – это всего лишь органы размножения. Основное тело гриба – грибница, или мицелий, – прячется под землей. Мицелий состоит из гиф – нитевидных образований, с помощью которых гриб питается: за счет осмотического давления воды клетки гиф всасывают из внешней среды питательные растворы. Насыщение клеток водой приводит к тому, что вода прижимает плазму клетки к оболочке, создавая высокое напряжение клеточной мембраны. Так возникает тургорное давление, которое во время роста гиф может достигать колоссальных значений, сопоставимых с давлением в шинах большегрузных автомобилей. Эта силища и крошит асфальт и бетон.
Помогли бы космонавтам на МКС ферромагнитные стержни, закрепляемые на щиколотке вокруг ноги, для имитации гравитации?
Очень сомнительно. Во-первых, металл, из которого сделаны модули МКС, – это в основном сплавы алюминия, не обладающие ферромагнитными свойствами. Во-вторых, даже если бы на МКС существовал некий железный пол, то эффект от прилипания к нему нижних окруженных магнитами частей ног слабо походил бы на реальную гравитацию. Проблема в том, что на Земле сила притяжения действует на все тело, в нашем же гипотетическом случае мы просто бы добились фиксации ступней на определенных участках внутренней поверхности станции. Представьте, что вы находитесь в сильно раскачивающемся автобусе и подошвы ваших ботинок приклеены к полу. Это не совсем точная аналогия, но какое-то представление о пользе магнитов в невесомости из нее получить можно. Скорее, магниты помогут воспроизвести невесомость на Земле, во всяком случае эксперименты по созданию антигравитационной среды (для мух-дрозофил) при помощи сверхпроводящих магнитов проводились.
Есть ли зимняя резина для самолетов?
Нет, зимние шины для самолетов не предусмотрены. Дело в том, что сцепление колеса с полосой не имеет решающего значения. Во-первых, на высоких скоростях самолет двигается по прямой – во время взлета и посадки, так что те силы, которые действуют на колесо при вписывании на скорости в поворот, на «пневматики» самолета не действуют, и как-то специально дорабатывать резину для скользкой поверхности не требуется. Во-вторых, – и это, возможно, главное – автомобильные зимние шины конструируются для того, чтобы сократить тормозной путь при экстренном торможении на снегу или на льду. Однако при посадке самолет тормозит прежде всего аэродинамически, за счет специальных панелей (интерцепторов), приводимых в вертикальное положение. В более сложных случаях используется торможение винтами или реверсом (перенаправлением реактивной струи). Колесные тормоза тоже предусмотрены, но их роль в замедлении машины не так велика.
Есть ли времена года на других планетах?
Ответ: и да, и нет. Причина смены времен года на Земле – наклон оси вращения. В своем годичном беге по орбите планета как бы подставляет Солнцу то северное, то южное полушарие. Наклонную ось вращения также имеет и Марс, и в этом смысле он очень похож на Землю. Однако сильно разреженная по сравнению с земной атмосфера и отсутствие водоемов превращают Красную планету в мир чередующихся температурных экстремумов, мало похожих на плавные сезонные изменения климата. Но в каком-то смысле можно сказать, что на Марсе есть зима, так как именно в это время года в «зимнем» полушарии замерзает углекислый газ и образуются снежные шапки, которые при наступлении лета тают. У газовых планет период обращения вокруг Солнца настолько длителен, что опознать там какие-то сезонные изменения сложно. Хотя на сегодняшний день известно, что на Нептуне существует сезон сильных атмосферных бурь, длящийся до 40 земных лет.
Что такое соль с пониженным содержанием натрия?
На первый взгляд фраза «соль с пониженным содержанием натрия» звучит как абсурд вроде «растительного масла без холестерина» (в растительных жирах холестерина нет по определению) или той же соли «без ГМО» (какие гены могут быть в неорганическом продукте?) – а ведь такие товары нечестные маркетологи покупателям время от времени подсовывают. Общеизвестно, что формула поваренной соли NaCl – это один атом натрия и один атом хлора. Однако в продукте, который рекламируется как соль с пониженным содержанием натрия, натрия действительно меньше. Просто потому, что продукт этот представляет собой не чистую поваренную соль, а смесь ее с солями на основе других металлов. Чаще всего речь идет о хлориде калия (KCl) – он по физическим и вкусовым качествам близок к NaCl. Также подмешивают и MgSO4 – сульфат магния. Такой «микс» предлагают покупать тем, кто сидит на диете с пониженным содержанием соли, однако прежде чем приобретать что-то подобное, стоит посоветоваться с диетологом.
Какое самое глубокое подземное сооружение на Земле?
Наибольшей в истории глубины науке удалось достичь в ходе бурения Кольской сверхглубокой скважины – 12 262 м. Но если вопрос все-таки о сооружениях, то речь пойдет о более скромных, хотя и впечатляющих глубинах. Оборудовать подземные помещения в далеких недрах тоже заставляет наука, правда, не о Земле, а о Вселенной. На глубине 2400 м в горной породе вырублена китайская лаборатория Цзиньпин, задача которой – наблюдение за частицами нейтрино. Толща породы требуется для экранирования оборудования от космических лучей. Как ни удивительно, даже при такой глубине расположения к помещениям этого научного центра пробит горизонтальный коридор, по которому может проехать грузовик с оборудованием. Немногим уступает канадская лаборатория SNOLAB (2070 м покрывающей породы). Функция ее та же – охота за частицами нейтрино.
Цифры
бьется сердце американского аллигатора, спрятавшегося под водой
способны накопить все промышленные накопители энергии в мире, вместе взятые
придется нажать кнопку мыши, чтобы израсходовать одну калорию
содержит недавно вычисленное самое большое простое число, делящееся только на себя и на единицу
включаются в работу, когда человек хмурится
средняя громкость кукареканья, поэтому барабанные перепонки петухов защищены наростами мягких тканей
составит пропускная способность оптоволоконного кабеля PLCN между Гонконгом и Лос-Анджелесом
живет на Земле – если, конечно, считать их живыми