Александр Грек о прорывах в аэродинамике
Один из них сказал интересную вещь: «Если бы я был миллионером и коллекционировал самолеты, то начал бы скупать снимаемые с вооружения самолеты с изменяемой геометрией крыла. Потому что это самые сложные с точки механики аппараты, в современных гораздо меньше частей и остроумных механизмов». Действительно, прорывы в аэродинамике позволили отказаться от чрезвычайно сложных крыльев с изменяемой геометрией. Мало того, упростились с точки зрения механики почти все блоки — даже в турбореактивных двигателях сейчас гораздо меньше деталей, чем у их предшественников из XX века.
Эту историю я вспомнил, садясь за рычаги газотурбинного танка Т-80 в подмосковной Кубинке. Принятый на вооружение в 1976 году, он и сейчас, по мнению многих танкистов, остается лучшим. Главная изюминка «восьмидесятки» — газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., позже замененный на еще более мощный ГТД-1250 (1250 л.с.). Легкий, компактный и многотопливный (он мог работать на любом бензине, дизтопливе или керосине), он обеспечивал танку необыкновенную динамику и подвижность. На знаменитой фотографии русского «летающего» танка на шоу в Абу-Даби запечатлена в полете модификация именно Т-80. К двигателю можно также добавить не имеющую аналогов трансмиссию, по работе напоминающую «автомат», только проще и удобнее. На 46-тонной машине! Все это делало Т-80 легендой. Стать массовой ей помешала цена: танковый газотурбинный двигатель стоил примерно как десять танковых дизелей. Несмотря на это, Т-80 разных модификаций было выпущено около 10 000 штук, которыми вооружались преимущественно элитные части. Остаются они в строю до сих пор. И если бы я был миллионером и коллекционировал танки, то первым в коллекции безусловно появился бы Т-80.
Ваш главный популярный механик Александр Грек