7 самых крутых площадок фестиваля «Политех»
Швейцарский художник и музыкант Зимун («ПМ» писала о нём целую статью) создает звуковые кинетические скульптуры и инсталляции из промышленных материалов и объектов: моторов, проволоки, вентиляторов, коробок. По словам художника, он стремится проектировать сложные системы из простейших элементов. Его минималистичные работы находятся в постоянном движении и напоминают искусственный организм. Аудиосоставляющая в инсталляциях Зимуна не менее важна, чем визуальная: все они генерируют мелодичный шум, похожий на плеск волн или стук дождя. Природное звучание извлекается из механических устройств, как в театре и кино начала прошлого века.
В рамках фестиваля «Политех» Зимун воссоздаст одну из своих инсталляций — звуковую башню, сложенную из обычных картонных коробок, своего рода пространство для уединения посреди разноголосого фестиваля. О стенки коробок бьются шарики, порождая равномерный гул — инсталляция полностью механизирована и автономна, звук и вибрация создаются в режиме реального времени и не зависят от зрителей. Название этой работы, как и других проектов Зимуна, представляет собой простое перечисление элементов, из которых она построена: «200 dc-моторов, шариков и картонных коробок 70?70?70 см».
Когда: с 21 по 29 мая на площадке Политеха на ВДНХ по расписанию экспозиции «Россия делает сама».
Scriptum — это небольшой робот, созданный голландским художником Гийсом ван Боном (о нём мы тоже много писали) по принципу фрезерного станка и программируемый с помощью компьютера. Когда Scriptum движется по поверхности, из отверстия в нем медленно сыпется песок — таким образом механизм рисует буквы, из которых можно сложить слово или целую историю. Робот способен не только писать самыми разными шрифтами, но и рисовать орнаменты или логотипы — все, что состоит из линий. Длина изображения или надписи практически не ограничена. Важно то, что созданный текст — явление эфемерное: на улице он быстро исчезает по вине погоды, и даже в помещении живет недолго.
Когда: 21 — 22 мая, 11:00 — 20:00
Собственно, это наш проект, про офисную версию которого мы подробно писали. «Огненный торнадо» — двухметровый сетчатый цилиндр, на дне которого помещена чаша с горящим топливом. Когда цилиндр начинает вращаться, окружающие чашу воздушные потоки закручиваются спиралью, образуя огненный смерч. Высота смерча зависит от скорости вращения и высоты цилиндра.
Когда: 21 мая 14:00 — 01:00, 22 мая 14:00 — 00:00
Маятник — древнейший инструмент для измерения времени. Его особенность в том, что период колебаний не зависит от массы груза и амплитуды колебаний, а зависит лишь от длины подвеса. Перед гостями фестиваля — конструкция из маятников с подвесами разной длины. Фаза их колебаний относительно друг друга постоянно меняется, что создает завораживающие волновые эффекты, хотя на самом деле волн нет: маятники между собой никак не связаны. В этом году волновой маятник будет работать и ночью — конструкция светится в темноте.
Когда: 21 мая 12:00 — 01:00, 22 мая 12:00 — 00:00
Как без сложного оборудования за секунду смять стальную бочку? Поможет водяной пар и атмосферное давление. Воздух давит на нас с огромной силой, но мы не ощущаем этого, потому что давление одинаково со всех сторон. Но если откачать откуда-то воздух, то сильнейшее давление снаружи может смять даже большую стальную бочку. Этот эксперимент происходит так: пар вытесняет воздух из бочки, а затем резко охлаждается и превращается в воду. В бочке образуется вакуум, и она схлопывается под воздействием атмосферного давления. Мы в «ПМ» делали такой опыт с банками.
Когда: 21 мая — 22 мая, 11:30 — 18:30
В абсолютно пустом на вид аквариуме словно по воздуху плавают кораблики из фольги. На самом деле аквариум заполнен гексафторидом серы — бесцветным безвредным газом во много раз тяжелее воздуха. Кораблик можно потопить с помощью того же гексафторида серы, а можно пускать по невидимой поверхности нелопающиеся мыльные пузыри или устроить плавание кораблика в «облаках» при помощи сухого льда.
Когда: 21 мая — 22 мая, 11:00 — 18:00
На фестивале «Политех» вы сможете сделать самую удивительную музыкальную открытку в своей жизни: записать любимую песню на рентгеновском снимке собственного черепа, сердца или руки. Позабытый термин «рок на костях» или «рок на ребрах» для советской молодежи в 1950−70-х годах значил очень много. Это был музыкальный самиздат: модные заграничные пластинки, которые попадали в СССР окольными путями, копировались не на дорогой винил, а на рентгеновские снимки. Вынужденное пиратство для многих было едва ли не единственным способом услышать, например, Элвиса Пресли или The Rolling Stones. Ненужные рентгенограммы покупались в поликлиниках за копейки, так что производство дешево обходилось подпольным студиям звукозаписи. Фестиваль «Политех» предлагает вспомнить эту уникальную самодельную технологию. Вы можете принести собственный рентгеновский снимок, использовать снимок из коллекции Политехнического музея или сделать его прямо на фестивале.
Когда: 21 мая — 22 мая, 11:00 — 20:00