Снимки проекта «Тайга», процесс сгорания внутренней смеси и другие лучшие письма месяца
Применительно к двигателям внутреннего сгорания с искровой системой зажигания детонация и преждевременное воспламенение («Без стука», «ПМ» № 2'2016) — это понятия, которые часто путают между собой. Каждое из рассматриваемых явлений берет начало от нарушения нормального процесса сгорания рабочей смеси, но у них разные причины возникновения и последствия. Они могут быть связаны между собой или существовать независимо. При преждевременном воспламенении происходит ранний поджиг топливовоздушной смеси на работающем двигателе до момента подачи штатной искры зажигания. Инициатором выступают разогретый источник, отличный от этой самой искры, обычно раскаленные отложения нагара на куполе поршня или сильно разогретый изолятор свечи зажигания. Штатное искрообразование порождает второй фронт пламени, топливо начинает сгорать намного быстрее, и давление в камере сгорания достигает максимума до того, как поршень подойдет к верхней мертвой точке. Последствия выражаются в чрезмерно высоком нагреве камеры сгорания, что приводит к потере мощности и возможным повреждениям двигателя. Детонация — это неконтролируемый процесс сгорания остатков рабочей смеси, который носит взрывной характер. Свеча зажигания в определенный момент воспламеняет топливовоздушную смесь, формируя фронт пламени, который плавно распространяется по камере сгорания. По мере продвижения этого фронта возрастают температура и давление. Когда пламя достигает внешней границы камеры сгорания, остатки несгоревшего топливного заряда становятся нестабильны и начинают детонировать. Проявляется это как мощный и разрушительный взрыв. Сергей Васильев
Из открытых источников
Совершенно секретно
Алексей Ардашев
Пишите нам: 127018, Россия, Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1. e-mail: pm@imedia.ru.