Ресурсы на Марсе, работа стоп-крана и другие лучшие письма месяца
Успех самолета VariEZ Берта Рутана («ПМ» №?11'2015) — не только в схеме «утка», которая устойчива к сваливанию в «штопор», но и в том, что это практически первый полностью композитный самолет, который действительно легко построить в гараже своими руками. Обычно малосерийные композитные детали изготавливаются путем выкладки в матрицу наполнителя (стеклоткани), который затем пропитывается связующим (эпоксидной смолой). Матрица, в свою очередь, изготавливается по мастер-модели из дерева. Изготовление и мастер-модели, и матрицы — довольно сложная и дорогая работа (правда, остальные методы еще дороже), далеко не всегда доступная энтузиастам. Заслуга Рутана в том, что он разработал альтернативный метод работы с композитами. Точнее, он масштабировал и доработал способ, используемый авиамоделистами (сам Рутан тоже с этого начинал). Детали авиамоделей изготавливаются из пенопласта методом горячей резки, а для настоящих самолетов Рутан предложил оклеивать пенопластовую сердцевину деталей стеклопластиком. Этот способ гораздо более простой и дешевый, он не требует ни сложного оборудования, ни дорогих материалов (пенопласт стоит копейки), ни высокой квалификации при работе (резка горячей проволокой осваивается за час). Таким образом, именно благодаря Рутану композитные материалы стали доступны многим энтузиастам самодельных летательных аппаратов. Дмитрий Мурашин