Статью можно прослушать

«Большинство пилотов делают это хотя бы раз»: как поступают с летчиком, заболевшим страхом полетов

Мало ли что бывает – жесткая посадка, сильная турбулентность или ошибка по невнимательности... и авиатор теряет уверенность в руках, начинает бояться подниматься в воздух.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Большинство пилотов делают это хотя бы раз»: как поступают с летчиком, заболевшим страхом полетов
Shahram Sharifi
Послушать текст
Вопрос из заголовка появился на сайте вопросов-ответов Quora и несколько пилотов дали на него ответы.

Наиболее развернутое и интересное описание дал Декер Лойд, действующий пилот ВВС США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В военной авиации для решения подобных проблем используется протокол принятия решений, известный как «операционный риск-менеджмент», написал он: «Это система баллов, в которой каждый дополнительный риск прибавляется к общему числу в зависимости от серьезности. В конце разбора баллы суммируются, показывая экипажу и капитану общий уровень угрозы, и каждый фактор рассматривается отдельно на предполетном инструктаже».

«К числу обычных факторов оценки относятся погода, опыт пилота, дозаправка в воздухе, ночное время, недосыпание и смена часовых поясов, а также птицы».

Большинство рисков можно снизить, просто спланировав и обсудив: «Если идет дождь и взлетно-посадочные полосы будут мокрыми, мы можем провести расчеты и убедиться, что не будет проблем с заходом на посадку».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие вещи нельзя смягчить, их нужно просто принять: «Птицы — хороший пример такого типа риска».

Страх как риск

В эту же систему включается человеческий фактор – то, о чем спрашивает автор вопроса.

Даже просто называя «страх» «риском», пилоты уже применяют психологический прием, который помогает рационально рассуждать о проблеме, о предстоящем полете или задании, подходя аналитически: «Это снимает слой эмоций, который иначе мог бы привести к неверному решению».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
предполетный брифинг ВВС США
David Nolan - NARA & DVIDS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Каждый член экипажа тратит секунду на то, чтобы оценить себя лично, задаваясь вопросом: как я себя чувствую в данный момент? Не заболел ли я? Хорошо ли я спал прошлой ночью? Нет ли у меня стресса из-за того, что происходит дома? Думаю ли я, что отправляться на эту учебную миссию в разгар урагана хорошая идея?» – объясняет он.

Все эти факторы добавляются в общую таблицу. В момент, когда вы на глазах у всех признали и озвучили проблему, у другого пилота появляется возможность поддержать вас.

«Любой пилот ВВС может отказаться от полета в этот день и отказаться от задания, – уверяет Лойд. – Полет отменяется, если нет дополнительных членов экипажа, готовых подняться по тревоге. Большинство пилотов, которых я знаю, делали это хотя бы раз, особенно на тренировочных миссиях с низкими ставками».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
пилот сидит на крыле
GetArchive

Есть лишь одна ситуация, когда пилот предпочтет лететь вопреки страху: «Когда речь идет об эвакуации тяжелораненого солдата, пилоты склонны мириться даже с самыми вопиющими личными обстоятельствами, чтобы выполнить задание».