На этот случай в каждый самолет встроена простая система безопасности, которая блокирует привод шасси, когда самолет находится на земле, объяснил летчик и диспетчер Хачи Ко, отвечая на вопрос на сайте Quora. Выключатель срабатывает, когда рессоры шасси сжимаются под весом самолета.
Может ли пилот по ошибке убрать шасси, когда самолет находится на земле

Правда, систему безопасности можно отключить, заметил Пол Ригг, вышедший на пенсию авиационный инженер. Это делают каждый раз, когда проверяют состояние гидравлики. На это время шасси физически блокируют, вставляя в специальную проушину стальной палец с ярким вымпелом.

Ошибки персонала
Эти системы предотвращают 99,9...% случаев, но довести до ста процентов мешает тот самый человеческий фактор.
Взять хотя бы физический блокиратор. Аэродромные техники умудряются забыть поставить его поставить перед проверкой гидравлики, пишет Ригг. Не ведая об этом, проверяющий нажимает рычаг и, – вуаля – самолет ложится на землю, и хорошо если не на самого техника.
У пилотов свои ошибки. Бывает, что пилот забыл опустить шасси, и вспомнил об этом прямо перед касанием земли. Он инстинктивно хватает рычаг и переводит его в положение «опущено», но слишком поздно, и самолет садится на брюхо. Комиссия же, расследующая происшествие, видит, что рычаг в правильном положении, а шасси не раскрылось.

Другой курьезный промах совершают пилоты-лихачи. Перед разбегом по ВПП они переводят рычаг в положение «убрано». В конце разбега, едва самолет оторвется от земли, предохранитель перестанет удерживать шасси в нижнем положении и самолет эффектно «подожмет лапки» у самой земли. Бывает, что на разбеге поток воздуха раскачивает его и приподнимает чуть раньше, чем он готов взлететь. Защита отключается, колеса убираются и... дальнейшее очевидно.