До 1990 года ни на одном фрукте в супермаркете невозможно было встретить крошечные наклейки. Они начали появляться лишь потом — и вовсе не для того, чтобы испытывать ваши нервы на прочность.
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

PLU-наклейка с загадочными цифрами
Рекомендация по маркировке фруктов и овощей специальными наклейками были сформулированы Международной федерацией стандартов на продукцию (IFPS) в последнем десятилетии прошлого века для стран, входящих в совет директоров IFPS. Именно рекомендация, а не требование — до сих пор использование наклеек для экспортной продажи продукции не является обязательным условием. Тем не менее они все равно встречаются довольно часто.
Наклейки PLU-код (Price Look Up — «поиск цены») содержат информацию о бренде, включая его эмблему, а также четырех- или пятизначный номер, иногда со штрих-кодом. Эти коды содержат важные для розничных продавцов и кассиров данные о происхождении продукта, условиях его выращивания и транспортировки, а также указывает на сорт фрукта и его стоимость.

При этом некоторую полезную информацию из этой наклейки могут почерпнуть и покупатели: во-первых, PLU-коды являются своего рода гарантией качества, а во-вторых, по ним можно узнать, какие стандарты были соблюдены при их производстве.
Что означают цифры на наклейке
Коды на наклейке бывают всего пяти видов: пятизначные, начинающиеся с цифр «3», «8» или «9», и четырехзначные, начинающиеся с «3» или «4». Эти номера не выбираются хаотично, они закрепляются за определенным фруктом или сортом и используются во всем мире: так, например, 4011 — это желтый банан сорта Кавендиш, а 3107 — апельсин. Всего существует около 1400 уникальных кодов.
Пятизначный код, первая «3»
Если вы видите PLU-код такого типа, это значит, что продукт был обработан ионизирующим излучением. Обычно оно используется для уничтожения бактерий, увеличения срока хранения продуктов и предотвращения прорастания некоторых овощей, таких как картофель. Этот метод обработки считается безопасным и применяется во многих странах мира, однако стоит понимать, что такая обработка может изменить вкусовые качества продукта или снизить содержание витаминов.
Четырехзначный код, в начале — «3» или «4»
Львиная доля импортных фруктов и овощей на полках российских супермаркетов промаркирована наклейками именно с такими кодами. Они означают, что плоды выращивались традиционным способом, который включает в себя использование пестицидов, удобрений для стимулирования роста и химических гербицидов для борьбы с сорняками.

Пятизначный код, первая «9»
Если вы обнаружили фрукт с таким PLU-кодом, можете считать, что вы сорвали куш! Им маркируют экологически чистые продукты, выращенные органическим способом. Органическое земледелие отличается от традиционного несколькими факторами: вместо химических удобрений используются компост и навоз; вместо синтетических пестицидов — живые организмы, такие как насекомые и птицы, а также методы прерывания спаривания и ловушки; а вместо синтетических гербицидов применяются севооборот, ручная прополка или мульчирование.
Пятизначный код, первая «8»
Сейчас такие коды на наклейках уже и не встретишь, но раньше они означали, что продукт был генетически модифицирован (ГМО), то есть изменен на уровне ДНК для придания ему определенных свойств, таких как устойчивость к вредителям, повышенная урожайность или улучшение вкуса. И хотя отдельный диапазон кодов, начинающихся с восьмерки, существует, лишь немногие производители добровольно маркируют ими свою продукцию. Да и Международная федерация по стандартизации продукции не настаивает и не выдвигает никаких официальных требований к розничным продавцам, которые бы обязывали их предоставлять информацию о наличии ГМО в продуктах.