Биологические часы и новые знания: какое время суток лучше всего подходит для учебы
Хотя современные технологии дают нам возможность изучать что-либо в любое время, наш организм не обладает такой же гибкостью. Ученые обнаружили, что результативность обучения напрямую связана с временем суток благодаря циркадным ритмам – сложной системе биологических процессов, управляющих не только циклами сна и пищеварения, но и механизмами обработки и сохранения информации в мозге.
Как работает наш мозг
Центральным регулятором этих биологических часов выступает супрахиазматическое ядро, расположенное в гипоталамусе. В клетках этого мозгового центра находятся специальные гены, активность которых меняется с определенной периодичностью. Эти гены «дирижируют» работой других клеток мозга и всего организма, создавая четкий график колебаний уровня бодрствования, что непосредственно влияет на познавательные способности. Этот механизм определяет как мы формируем новые воспоминания, встраиваем их в существующую систему знаний и впоследствии извлекаем из памяти.
Исследования на лабораторных хомяках показали, что искусственное нарушение циркадных ритмов приводит к значительному ухудшению памяти. Схожие нарушения наблюдаются у экипажей самолетов, регулярно пересекающих несколько часовых поясов. Эти наблюдения подтверждают ключевую роль циркадных ритмов в процессах обучения. Исследователи выявили, что существуют определенные временные интервалы, когда обучение происходит наиболее эффективно – предположительно, это связано с уровнем энергии в организме. Процесс формирования новых нейронных связей, необходимый для создания воспоминаний, требует значительных энергетических затрат, объем которых меняется в течение суток.
Когда же эффективнее всего учиться?
Утренние часы оказываются наиболее благоприятными для решения аналитических задач и неосознанного запоминания информации. Это объясняется тем, что в период максимальной активности лучше работают исполнительные функции мозга, включая способность к концентрации и отсеиванию второстепенной информации.
В противоположность этому, задачи на понимание и сознательное запоминание показывают лучшие результаты в дневное и вечернее время, когда естественное снижение тормозного контроля может способствовать более свободному течению мыслительных процессов.