Поразительная закономерность: почему сумма точек на противоположных гранях игрального кубика равна 7?
Игральная кость — важная составляющая многих настольных игр, без которой невозможно сыграть ни одной партии. Ее можно назвать допотопным аналогом генератора случайных чисел, Причем термин «допотопный» было использовано неслучайно: первые упоминания о кубиках встречаются аж в античных текстах.
Исторический контекст
Современные игральные кости изготавливаются в основном из пластика, но раньше наиболее популярными материалами были дерево, кости и камни. И конечно, никогда тогда не задумывался о каком-то особенном расположении цифр: просто случайным образом нацарапали палки или выточили точки, и кубик готов к использованию.
В Средние века начали приходить к какому-то единому стилю и решили изображать последовательные значения на противоположных сторонах: единица напротив двойки, тройка напротив четверки, а пятерка напротив шестерки. Но уже к концу Средневековья стали выпускаться законы, запрещающие создавать игральные кости с любой другой конфигурацией, кроме как схемы «семерки» — вероятно, именно поэтому в наши дни они так распространены.
Теория вероятностей
Существуют два популярных мнения, объясняющих такое закономерное расположение цифр на гранях игрального кубика. Первое — нанесение чисел в таком хаотично порядке (а не в последовательном) необходимо для того, чтобы бросок кубика был случайным. Однако с математической точки зрения это не совсем так. Вероятность выпадения любого значения на игральной кости составляет одну шестую, и расположение значений на это никак не влияет.
А вот вторая версия больше похожа на правду: схема «семерки» — это единственная возможность расположить числа от 1 до 6 парами симметрично. Любое другое расположение приведет к разным суммам для противоположных сторон. И с этой теорией соглашаются многие эксперты.