Зачем пилоты говорят пассажирам, на какой высоте проходит полет: необычный факт об обычных рейсах
В целом, текст этих сообщений мало меняется от одной авиакомпании к другой. «Я делаю это каждый раз, когда мы поднимаемся достаточно высоко, чтобы выключить знак "Пристегните ремни", – рассказывает Рэнди Дункан, американский пилот Boeing 737. – Сообщаю время прибытия, прошу людей не отстегивать ремни... и стараюсь не врать особо о турбулентности на маршруте».
Вопрос из заголовка на сайте однажды был задан на сайте вопросов-ответов Quora и несколько пилотов дали свои ответы.
Знание высоты ничего не дает
С практической точки зрения, пассажирам знание высоты полета не несет никакой пользы – это первое, в чем летчики согласились. «Глядя в окно, лично я не смогу определить, летим ли мы на высоте 9 или 10 км, так что, думаю, что пассажиры тоже не могут, – пишет Дункан. – Может быть, мне стоит говорить что-то более интересное».
Многие его коллеги признались, что общаться с пассажирами им в тягость. Контроль за самолетом – достаточно интенсивная задача, и им не хочется отвлекаться.
В одних странах это обязательное действие, в других – традиция
Часть авиакомпаний жестко прописывают, что и когда должен говорить командир экипажа в своих сообщениях. В других ему дают больше свободы. Но и в таких случаях зачастую они продолжают называть высоту. «Думаю, я научился давать эту информацию, когда слуша, как это делают другие пилоты, – продолжает Дункан. – Хороший пример культурных норм».
Главная цель – снять страх полетов
Многие люди боятся летать. Слыша время от времени спокойный голос пилота, пассажиры получают подсознательный сигнал: все нормально. Смысл текста менее важен, но и он помогает: цифры создают ощущение, что все идет штатно, и снижают риск паники.
«Я много лет боялся садиться в самолет, – рассказал пользователь vib. – Даже ходил к психологу и пил таблетки. Сейчас летаю, и я бы попросил пилотов давать информацию пассажирам как можно больше информации, потому что она помогает избавиться от страха. Я хочу знать высоту, скорость, попутный ветер, даже возможность и продолжительность турбулентности – все, что возможно».
Знание цифр усиливает удовольствие
«За 31 год работы в авиации я обнаружил, что предпочтения пассажиров делятся примерно как 40/40/20, – рассказывает Майк Ханна, командир экипажа. – 40% обожают любую информацию из кабины пилота. Еще около 40% она не волнует. 20% предпочли бы, чтобы их не тревожили никакими сообщениями. Но многие пассажиры ценят информацию о том, где, когда и что происходит во время рейса».
«Я люблю авиацию, и знание таких деталей полета, как высота, скорость, вертикальная скорость, план полета и другая – это мой способ развлечения в полете, – подтверждает авиалюбитель Симон Эрикстад. – Всякий раз, когда экипаж не дает информацию, я после полета ищу ее на сайте Flightradar24. Это жест доброты для любопытных пассажиров».
Он слишком много знал
Намерение успокоить пассажиров цифрами подчас дает совершенно противоположный эффект. Это происходит, если они не верят данной им информации. А это вполне вероятно, ведь самолет не летит по струнке.
«Я перестал называть высоту после того, как моего друга, который как раз регулярно объявлял высоту, вызвали к шеф-пилоту, – пишет бывший пилот Шуйлер Кинг. – Похоже, один из пассажиров обладал достаточными познаниями, чтобы стать опасным. И вот этот пассажир услышал высоту, на которой они летели, и понял, что это неправильная высота при полетах на запад. Поэтому он позвонил в компанию и пожаловался на пилота за опасную манеру пилотирования».
«В присутствии шеф-пилота мой друг объяснил, что конкретную высоту ему назначила диспетчерская служба, потому что в районе проходила военная операция и военные заняли наш обычный эшелон».
«После этого я начал болтать о маршруте полета, прогнозе погоды в пункте назначения и больших кругах на земле, – заключает он. – Кстати, если вы не знали, эти круги не места посадки инопланетян, а оросительные системы на полях фермеров».