Когда не до комфорта: что астронавты делают, если зачесалось в невесомости

Трудно представить, каково это – чесаться в космосе, особенно в громоздком скафандре, где даже малейшее движение требует усилий. Как же справляются с этим астронавты, которые проводят в открытом космосе по пять или даже восемь часов? Оказывается, способы у них есть!
Когда не до комфорта: что астронавты делают, если зачесалось в невесомости
Unsplash
В космосе все подчинено жесткой дисциплине, а небольшие «земные» неудобства отходят на второй план

Как почесать тело в громоздком скафандре?

Для любой части тела, кроме лица, у астронавтов есть простое решение. По словам Клейтона Андерсона (Clayton Anderson), бывшего астронавта, лучшее, что можно сделать – это «встряхнуться и покрутиться» внутри скафандра. Благодаря слоям охлаждающей одежды и массивному скафандру иногда удается «поцарапать» зудящее место.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, этот метод не всегда эффективен, особенно когда чешется не тело, а лицо.

Чешется лицо? Микрофон, поролон и липучка в помощь!

Так выглядит вальсальва в скафандре «Сокол»
Так выглядит вальсальва в скафандре «Сокол»
Wikimedia

Если зудит лицо, астронавты могут слегка потереться о микрофон, встроенный в специальную каску с наушниками и микрофоном. Но часто после этого микрофон сдвигается, нарушая звук, что вызывает неудобства во время общения с Землей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один хитрый способ – воспользоваться устройством Вальсальвы, маленькой поролоновой подушечкой на внутренней стороне шлема. Официально ее функция – помогать астронавтам выравнивать давление в ушах, но на практике она отлично подходит для кратковременного облегчения зуда.

И, наконец, скафандры времен программы «Аполлон» имели кусочек липучки на клапане подачи пищи, который тоже иногда использовался как импровизированная «чесалка».

Когда ничего не помогает...

Австронавт
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если зуд возник в неудобном месте, где невозможно потереться или почесаться, астронавтам остается лишь терпеть и отвлекаться. Во время выходов в открытый космос работа сложна и требует максимальной концентрации. К тому же открывающиеся виды захватывают настолько, что о зуде можно забыть.