Что будет, если у самолета в полете вывалится стекло кабины: эта история вас удивит

Правду ли говорят, что если в самолете на большой высоте откроется дверь или вывалится окно, то людей вынесет наружу потоком воздуха?
Что будет, если у самолета в полете вывалится стекло кабины: эта история вас удивит
Madeira Airport Spotting
Действительно, при разгерметизации салона поток воздуха устремляется наружу, поскольку давление внутри фюзеляжа выше, чем снаружи.

Этот поток настолько силен, что может подхватить человека, как при торнадо. Подобные случаи в истории авиации крайне редки, но они все же случались в прошлом как минимум трижды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два случая за год

По странному совпадению, сразу два происшествия пришлись на 2018 год. В апреле Boeing 737 авиакомпании Southwest Airlines испытал взрывную декомпрессию после отказа двигателя, и одну из пассажирок частично выдуло в окно. Хотя она не выпала целиком, удар о фюзеляж оказался смертельным.

Southwest Airlines Flight 1380 — Boeing 737 — window with portion of engine inboard fan cowl
NTSB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего месяц спустя первый пилот Airbus 319 китайской авиакомпании Sichuan Airlines чуть не погиб, когда вывалилось лобовое стекло и его выбросило наружу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Southwest Airlines 737-700 N772SW
Werner Lehmann - Flickr
B-6419 — Sichuan Airlines — Airbus A319-133
byeangel - Wikipedia

Случай с Тимом Ланкастером

Наиболее драматичен случай, произошедший в 1990 году в Великобритании с авиалайнером BAC One-Eleven 528FL авиакомпании British Airways.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рейс начался с вполне обычного взлета. Капитан Тимоти Ланкастер и второй пилот Аластер Атчинсон отпустили плечевые ремни, а Ланкастер еще и отстегнул поясной ремень. Бортпроводники готовились раздавать еду.

авиалайнер BAC One-Eleven 528FL авиакомпании British Airways
Rob Hodgkins

В этот момент перед капитаном лопнуло ветровое стекло. Его выбросило наружу, но колени зацепились за штурвал. В это время верхнюю половину его тела прижало к фюзеляжу потоком воздуха на скорости около 500 км/ч при температуре -17°С.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из документального фильма, посвященного происшествию с авиалайнером British Airways фото
Кадр из документального фильма, посвященного происшествию с авиалайнером British Airways.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В кабине начался бедлам. Автопилот отключился, а рывок штурвала перевел самолет в резкое пике. Слетевшая с петель дверь кабины упала на консоль управления, заблокировав дроссельную рукоять, и турбины пикировавшего самолета все больше раскручивались, разгоняя его. Летная документация вылетела наружу, а из пассажирского салона летели все новые предметы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ланкастер вывалился бы полностью, но бортпроводник Найджел Огден, входивший в кабину с едой, бросился вперед и схватил его за ремень. Два других бортпроводника, подоспев, закрепили сорвавшиеся с мест предметы и ушли успокаивать пассажиров и проводить инструктаж – все ожидали аварийной посадки.

происшествие 1990 года с авиалайнером British Airways
Соцсети

Второй пилот тем временем подхватил управление, позволил самолету снизиться до высоты, на которой можно было дышать забортным воздухом, и перевел его в горизонтальный полет. Он пытался связаться с диспетчерами на земле, но шум ветра мешал слышать их в наушниках.

Огден к тому моменту выбился из сил, и два бортпроводника перехватили ноги капитана. Тот потерял сознание и постепенно вываливался все дальше, а его голова билась о фюзеляж. Никто не думал, что он все еще жив, но пилот Атчисон требовал, чтобы его держали, опасаясь, что иначе тело ударится о двигатель или стабилизатор и это может привести к крушению. Постепенно им удалось высвободить штурвал из его лодыжек. Это позволило Атчисону благополучно посадить самолет.

Как ни странно, главный герой пострадал сильнее всех

И капитан Тим Ланкастер, и спасший его стюард Найджел Огден получили обморожения и травмы – Огден вывихнул плечо. Другие члены экипажа и пассажиры отделались испугом и синяками.

Ланкастер остался жив и уже через пять месяцев вернулся к работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Огден также продолжил работать стюардом, но так и не излечился от посттравматического стрессового расстройства. Одиннадцатью годами спустя он ушел в отставку по состоянию здоровья.