Что будет, если у самолета в полете вывалится стекло кабины: эта история вас удивит
Этот поток настолько силен, что может подхватить человека, как при торнадо. Подобные случаи в истории авиации крайне редки, но они все же случались в прошлом как минимум трижды.
Два случая за год
По странному совпадению, сразу два происшествия пришлись на 2018 год. В апреле Boeing 737 авиакомпании Southwest Airlines испытал взрывную декомпрессию после отказа двигателя, и одну из пассажирок частично выдуло в окно. Хотя она не выпала целиком, удар о фюзеляж оказался смертельным.
Всего месяц спустя первый пилот Airbus 319 китайской авиакомпании Sichuan Airlines чуть не погиб, когда вывалилось лобовое стекло и его выбросило наружу.
Случай с Тимом Ланкастером
Наиболее драматичен случай, произошедший в 1990 году в Великобритании с авиалайнером BAC One-Eleven 528FL авиакомпании British Airways.
Рейс начался с вполне обычного взлета. Капитан Тимоти Ланкастер и второй пилот Аластер Атчинсон отпустили плечевые ремни, а Ланкастер еще и отстегнул поясной ремень. Бортпроводники готовились раздавать еду.
В этот момент перед капитаном лопнуло ветровое стекло. Его выбросило наружу, но колени зацепились за штурвал. В это время верхнюю половину его тела прижало к фюзеляжу потоком воздуха на скорости около 500 км/ч при температуре -17°С.
В кабине начался бедлам. Автопилот отключился, а рывок штурвала перевел самолет в резкое пике. Слетевшая с петель дверь кабины упала на консоль управления, заблокировав дроссельную рукоять, и турбины пикировавшего самолета все больше раскручивались, разгоняя его. Летная документация вылетела наружу, а из пассажирского салона летели все новые предметы.
Ланкастер вывалился бы полностью, но бортпроводник Найджел Огден, входивший в кабину с едой, бросился вперед и схватил его за ремень. Два других бортпроводника, подоспев, закрепили сорвавшиеся с мест предметы и ушли успокаивать пассажиров и проводить инструктаж – все ожидали аварийной посадки.
Второй пилот тем временем подхватил управление, позволил самолету снизиться до высоты, на которой можно было дышать забортным воздухом, и перевел его в горизонтальный полет. Он пытался связаться с диспетчерами на земле, но шум ветра мешал слышать их в наушниках.
Огден к тому моменту выбился из сил, и два бортпроводника перехватили ноги капитана. Тот потерял сознание и постепенно вываливался все дальше, а его голова билась о фюзеляж. Никто не думал, что он все еще жив, но пилот Атчисон требовал, чтобы его держали, опасаясь, что иначе тело ударится о двигатель или стабилизатор и это может привести к крушению. Постепенно им удалось высвободить штурвал из его лодыжек. Это позволило Атчисону благополучно посадить самолет.
Как ни странно, главный герой пострадал сильнее всех
И капитан Тим Ланкастер, и спасший его стюард Найджел Огден получили обморожения и травмы – Огден вывихнул плечо. Другие члены экипажа и пассажиры отделались испугом и синяками.
Ланкастер остался жив и уже через пять месяцев вернулся к работе.
Огден также продолжил работать стюардом, но так и не излечился от посттравматического стрессового расстройства. Одиннадцатью годами спустя он ушел в отставку по состоянию здоровья.