«Не дрожать!» Что пилот говорит пассажирам, когда крушение неминуемо
В 2000 году Дон Престон с семьей летел рейсом из Детройта, чтобы посетить «Диснейленд» в Калифорнии. Через 20 минут после взлета раздался грохот и салон окутался белым туманом, сделавшим воздух непрозрачным. «Это не был дым, потому что мы не кашляли», – вспоминает он.
Пилот включил ретранслятор и сказал: «Дамы и господа, у нас очевидные затруднения. Дым быстро рассеется (так и произошло, описывает очевидец). Мы приземлимся в ближайшем аэропорту. Пожалуйста, ждите дальнейших оповещений».
Наблюдайте за самыми опытными проводниками
Пилот больше не выходил на связь, а пассажиры сохранили спокойствие. «Однако, с нашего переднего ряда было видно, что две самые старшие стюардессы открыто плачут и молятся», пишет он. За 6-7 минут до приземления стюардессы начали кричать «пригнитесь» и «сохраняйте позу для аварийного приземления»: они были заметно напуганы.
Лайнер McDonnell MD-80 приземлился благополучно. История же интересна тем, что пассажир позже имел возможность поговорить с пилотами и сотрудниками Spirit, от которых узнал, что опасность была реальной: один из двух двигателей взорвался в воздухе. У пилотов оставалось 10-15 минут, чтобы найти место для приземления.
«Так что экипаж не покажет пассажирам, насколько опасна ситуация», заключает Престон. «Если хотите понять, что происходит, наблюдайте за самыми опытными бортпроводниками».
«Держитесь, мы падаем»
Другая история закончилась трагедией. В 1978 году Boeing 727 авиакомпании Pacific Southwest Airlines (PSA) Flight 182 столкнулся на взлете с малым самолетом и через 19 секунд разбился, не оставив живых. Капитан успел лишь крикнуть «Держитесь!»
Удивительнее всего, что он вообще сохранил самообладание настолько, чтобы продолжать сообщать о происходящем диспетчеру и пассажирам, считает журналист Дэн Розенберг. За несколько секунд до падения он сказал по радио: «Башня, мы падаем. Это рейс PSA».
«Мы заблудились, но всем спасибо»
Следующий случай, рассказанный летным инструктором Диего Родригесом, показывает не самую лучшую коммуникацию со стороны пилота. В 1989-м Boeing 737 авиакомпании Varig заблудился над лесами Амазонии и истратил все топливо из-за отказа навигационного оборудования и ошибок экипажа. Самолет совершил вынужденную посадку в джунглях: 12 человек погибли, 42 выжили.
Незадолго до этого первый пилот сообщил пассажирам: «Дамы и господа, говорит капитан. Мы потеряли данные о своем местоположении из-за сбоя в компасе. Через 15 минут у нас закончится топливо. Мы просим вас сохранять спокойствие, потому что такие ситуации крайне маловероятны. Будем надеяться, что все отделаются только испугом. Для вашего сведения, всем большое спасибо и пусть для нас всех это закончится хорошо».
Пилот никогда не скажет «Мы умрем»
Летчики заинтересованы вовремя проинформировать людей в салоне, что аварийная посадка неизбежна, объясняет летчик Ашутош Мохиле. Тогда у стюардесс и пассажиров будет достаточно времени, чтобы подготовиться, и эвакуация из самолета пройдет успешнее. За несколько секунд до контакта с землей он повторно предупредит всех, чтобы пассажиры приняли самую безопасную позу для аварийной посадки.
«Вы никогда не услышите от экипажа слов вроде "Мы разобьемся и умрем, смиритесь с этим"", считает другой пилот Тимотэ. "Именно потому, что пилоты до последнего борются, чтобы этого не случилось".
Пассажиры будут оповещены лишь в том случае, если у летчиков на это есть время
Большинство ЧП с самолетами случаются на взлете и посадке, когда пилоты полностью загружены управлением самолетом, пишет Том Фарриер, член Международного общества следователей по вопросам безопасности полетов. В это время для них самое приоритетное – держать самолет под контролем. Навигация стоит лишь на втором месте, а коммуникации – на третьем.
В самых сложных случаях, один из пилотов найдет время лишь для того, чтобы включить сигнал тревоги, оставляя бортпроводникам задачу объяснения пассажирам, что нужно делать.