«Не дрожать!» Что пилот говорит пассажирам, когда крушение неминуемо

Вопрос из заголовка однажды прозвучал на сайте вопросов-ответов Quora. Несколько очевидцев в ответ рассказали свои истории, свои мнения добавили специалисты по безопасности и действующие пилоты.
«Не дрожать!» Что пилот говорит пассажирам, когда крушение неминуемо
Соцсети
Содержание статьи

В 2000 году Дон Престон с семьей летел рейсом из Детройта, чтобы посетить «Диснейленд» в Калифорнии. Через 20 минут после взлета раздался грохот и салон окутался белым туманом, сделавшим воздух непрозрачным. «Это не был дым, потому что мы не кашляли», – вспоминает он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пилот включил ретранслятор и сказал: «Дамы и господа, у нас очевидные затруднения. Дым быстро рассеется (так и произошло, описывает очевидец). Мы приземлимся в ближайшем аэропорту. Пожалуйста, ждите дальнейших оповещений».

стюардесса испуг
Michell Khare - Youtube

Наблюдайте за самыми опытными проводниками

Пилот больше не выходил на связь, а пассажиры сохранили спокойствие. «Однако, с нашего переднего ряда было видно, что две самые старшие стюардессы открыто плачут и молятся», пишет он. За 6-7 минут до приземления стюардессы начали кричать «пригнитесь» и «сохраняйте позу для аварийного приземления»: они были заметно напуганы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лайнер McDonnell MD-80 приземлился благополучно. История же интересна тем, что пассажир позже имел возможность поговорить с пилотами и сотрудниками Spirit, от которых узнал, что опасность была реальной: один из двух двигателей взорвался в воздухе. У пилотов оставалось 10-15 минут, чтобы найти место для приземления.

McDonnell MD-80, аварийная посадка
McDonnell MD-80, виновник происшествия.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Так что экипаж не покажет пассажирам, насколько опасна ситуация», заключает Престон. «Если хотите понять, что происходит, наблюдайте за самыми опытными бортпроводниками».

«Держитесь, мы падаем»

Другая история закончилась трагедией. В 1978 году Boeing 727 авиакомпании Pacific Southwest Airlines (PSA) Flight 182 столкнулся на взлете с малым самолетом и через 19 секунд разбился, не оставив живых. Капитан успел лишь крикнуть «Держитесь!»

боинг 727 падает
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительнее всего, что он вообще сохранил самообладание настолько, чтобы продолжать сообщать о происходящем диспетчеру и пассажирам, считает журналист Дэн Розенберг. За несколько секунд до падения он сказал по радио: «Башня, мы падаем. Это рейс PSA».

«Мы заблудились, но всем спасибо»

Следующий случай, рассказанный летным инструктором Диего Родригесом, показывает не самую лучшую коммуникацию со стороны пилота. В 1989-м Boeing 737 авиакомпании Varig заблудился над лесами Амазонии и истратил все топливо из-за отказа навигационного оборудования и ошибок экипажа. Самолет совершил вынужденную посадку в джунглях: 12 человек погибли, 42 выжили.

boeing 737 разбившийся
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Незадолго до этого первый пилот сообщил пассажирам: «Дамы и господа, говорит капитан. Мы потеряли данные о своем местоположении из-за сбоя в компасе. Через 15 минут у нас закончится топливо. Мы просим вас сохранять спокойствие, потому что такие ситуации крайне маловероятны. Будем надеяться, что все отделаются только испугом. Для вашего сведения, всем большое спасибо и пусть для нас всех это закончится хорошо».

Пилот никогда не скажет «Мы умрем»

Летчики заинтересованы вовремя проинформировать людей в салоне, что аварийная посадка неизбежна, объясняет летчик Ашутош Мохиле. Тогда у стюардесс и пассажиров будет достаточно времени, чтобы подготовиться, и эвакуация из самолета пройдет успешнее. За несколько секунд до контакта с землей он повторно предупредит всех, чтобы пассажиры приняли самую безопасную позу для аварийной посадки.

кабина пилотов авиалайнер
Matador Network

«Вы никогда не услышите от экипажа слов вроде "Мы разобьемся и умрем, смиритесь с этим"", считает другой пилот Тимотэ. "Именно потому, что пилоты до последнего борются, чтобы этого не случилось".

Летчики заинтересованы вовремя проинформировать людей в салоне, что будет аварийная посадка. Но не расскажут, насколько плохи дела.

Пассажиры будут оповещены лишь в том случае, если у летчиков на это есть время

Большинство ЧП с самолетами случаются на взлете и посадке, когда пилоты полностью загружены управлением самолетом, пишет Том Фарриер, член Международного общества следователей по вопросам безопасности полетов. В это время для них самое приоритетное – держать самолет под контролем. Навигация стоит лишь на втором месте, а коммуникации – на третьем.

В самых сложных случаях, один из пилотов найдет время лишь для того, чтобы включить сигнал тревоги, оставляя бортпроводникам задачу объяснения пассажирам, что нужно делать.