Посадит, но не взлетит: как работает система автопилота в самолетах
Как появился автопилот
Попытки создать систему автопилота начались практически сразу после возникновения авиации. В итоге, избавить пилота от монотонной работы за штурвалом при многочасовом перелете удалось еще к середине прошлого столетия. Стандартный автопилот работал на «маршрутных режимах», таких как «Стабилизация высоты», «Вертикальная скорость» и других. Такой автопилот автономен до тех пор, пока нет необходимости вручную изменять режим или скорость полета.
«Режимы» автоматической посадки самолета
Сегодня в мировой практике существуют системы автоматической посадки по трем категориям. Согласно первой категории самолет снижается в автоматическом режиме до высоты 60 м, по второй – до 30 м, то есть не касается взлетно-посадочной полосы (ВПП). Третья категория посадки имеет подкатегории: до касания или с пробегом по полосе.
Работа системы на практике выглядит так: на подлете к взлетно-посадочной полосе капитан судна нажимает на пульте кнопку «Посадка», и самолет автоматически совершает выход на курс полосы. В этот момент летчику остается только управлять механизацией и скоростным режимом, который задает диспетчер.
«Система же самостоятельно ориентирует самолет на правильный курс благодаря анализу сигналов радиомаяков, которые размещены вдоль взлетно-посадочной полосы», – объясняет Анастасия Залеткина.
Главный плюс систем автоматической посадки очевиден – он разгружает летчика на одном из самых сложных, стрессовых этапов полета. Кроме того, автопилот доводит борт до точки касания взлетно-посадочной полосы, помогая успешно посадить самолет в условиях тумана, плохой видимости или даже в полной темноте. Видимость системе совсем не важна, ее ориентир - сигналы радиомаяков и датчиков. Так путешествия по воздуху становятся еще безопаснее.
Первым делом — двигатель
Создание систем автоматической посадки требует кропотливой работы и учета множества факторов. Один из критически важных – авиационный двигатель. В российской практике встречались случаи, когда из-за смены одной модели двигателя на другой приходилось полностью адаптировать уже отлаженную для этого типа авиалайнера систему автоматической посадки. Все это означало потратить время на проведение полного и длительного цикла испытаний.
Дело в том, что при снижении на малых высотах, примерно ниже 5 м, именно от характеристик двигателей зависит, как самолет будет сбрасывать скорость. Чем быстрее или медленнее происходит этот процесс, тем короче или длиннее будет дистанция приземления. Поэтому под каждый двигатель необходимо четко настраивать алгоритмы.
Почему автопилот сажает самолет, но не помогает ему взлететь
Сейчас инженерами и IT-специалистами активно ведутся разработки программ автоматического взлета. Однако автоматизация этого процесса осложнена тем, что при взлете самолет «не видит» ничего. Если на посадке у нас есть хотя бы радиомаяки, по сигналам которых система формирует траектории в продольном и боковом канале управления, то при взмывании в воздух у автопилота намного меньше ориентиров.
Не меньшее значение имеет и тот факт, что на взлете отсутствует возможность ухода на второй круг и повторения маневра, как на посадке, поэтому для системы необходим высокий уровень отказобезопасности и точности. Все эти нюансы повлияли на то, что разбег по полосе и подъем самолета на первые несколько метров, действительно пока не автоматизированы.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России.