Почему привидения ассоциируются с белыми простынями?
Как известно, у каждого режиссера и художника имеется свой взгляд на какие-то образы, но когда речь идет о привидениях, все поголовно изображают его одинаково. Вспомните третий эпизод сериала «Где ты, Скуби-Ду?», в котором призрак в прозрачной белой простыне терроризирует банду «Мистическая корпорация», пока те расследуют легенду о зарытых пиратами сокровищах на острове с привидениями. Или знаменитого привидения с моторчиком — замаскировавшегося Карлсона. Отличия есть, но суть остается одна.
Не такие уж и безобидные существа
В наши дни мы склонны рассматривать призраков в простынях как самых безобидных из всех «монстров», но так было не всегда. В XV-XVIII века художники, писатели и прочие люди искусства часто изображали призраков в виде скелетов, завернутых в саваны — это такие белые погребальные полупрозрачные костюмы. Образ в культуре появился из-за того, что в те годы в Англии было принято заворачивать умерших в саваны, и многие люди, обладающие нестабильной психикой или очень бурной фантазией, увидев переодетого в эту одежду человека с бледным лицом, принимали его за духа усопшего.
Объяснить человеку, далекого от науки, что именно он увидел (особенно в те далекие времена), было крайне сложно. Поэтому информация о существовании призраков разлеталась со скоростью света — спасибо сарафанному радио. Образ привидения в белом костюме в один момент стал настолько широко распространенным, что преступники решили использовать эту тенденцию себе во благо: они начали выдавать себя за призраков, прикрываясь белыми простынями, чтобы напугать своих жертв и при этом оставаться анонимными.
Однако белая простыня с черными глазами стала общепринятым и устоявшимся образом призрака только в XIX веке — до этого момента привидение могли изображать и в доспехах, и полностью обнаженными... К 1800 годам усопших уже не заворачивали в погребальные саваны, а помещали в гробы, но в бедных семьях умерших могли хоронить просто в простыне, закрепив ее узлами на обоих концах.
Определенную славу привидение в простыне получило благодаря печально известному делу «призрака Хаммерсмита». В 1804 году английского каменщика Томаса Миллвуда, любившего ходить во всем белом, случайным образом приняли за призрака и застрелили по приказу британского военного Фрэнсиса Смита в деревне Хаммерсмит. До этого преступления местные жители сообщали о жестоком привидении, который нападал на мужчин и женщин и которого так и не поймали.
Во время расследования этого дела стали известно, что Миллвуд нередко пугал прохожих своим внешним видом: он носил белый пиджак, белые брюки и белый фартук. Просто потому что ему так нравилось.
Милый белый призрак
Несмотря на трагедию, случай с «призраком Хаммерсмита» не изменил отношения людей к привидениям. Они все также свято верили в их существование и потенциальную опасность. Изменить ситуацию удалось только в 1937 году, как ни странно, с помощью детского мультфильма. Тогда компания Disney выпустила картину «Одинокие призраки» с Микки Маусом, Дональдом Даком и Гуфи в главных ролях. По сюжету, в одном заброшенном доме поселились четыре привидения, и аниматоры решили намеренно изобразить их с большими глазами, широкими улыбками и носами в виде луковицы, чтобы сделать их одновременно глупыми и дружелюбными по своей природе. Этот образ получил дальнейшее развитие в 1939 году, когда на экраны вышел фильм про привидение по имени Каспер.