Почему мы смеемся, когда нам страшно

Ученые до сих пор не уверены, что заставляет нас смеяться, когда мы напуганы, но у них есть несколько довольно убедительных теорий.
Почему мы смеемся, когда нам страшно
Unsplash
А вы за собой такое замечали?

Вы сидите в переполненном кинотеатре и смотрите последний фильм ужасов, а зрители вокруг вас кажутся по-настоящему напуганными. Но по какой-то причине их крики и вздохи перемешиваются со странным смехом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно мы думаем, что смех — это реакция на удовольствие или что-то забавное: предполагается, что мы смеемся, когда находим что-то смешным, а не пугающим. Так почему же мы смеемся, когда нам страшно?

Наука страха

Интересно, но ученые до сих пор не уверены, что заставляет нас смеяться в кажущихся неподходящими ситуациях, хотя у них есть несколько довольно убедительных идей.

Кстати, первый фильм ужасов вышел в 1896 году, его снял Жорж Мельес — трехминутный хоррор под названием «Замок дьявола». Сегодня он точно покажется смешным, а не страшным! 

Две из самых популярных теорий основаны на предположении, что смех по своей сути является социальным явлением; когда мы смеемся, мы передаем сообщение окружающим нас людям. По мнению таких ученых, как приматолог Сигне Прейсхофт, которая опубликовала исследование о смехе макак в журнале Ethology, смех от страха — это выражение покорности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
смешные тыквенные головы
Unsplash

Приматы, участвовавшие в исследовании Прейсхофт, смеялись или улыбались, когда чувствовали угрозу со стороны доминирующей макаки, и их смех сопровождался уклончивыми или покорными движениями тела. По словам ученой, смех используется для того, чтобы признаться в страхе и выразить желание избежать конфликта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая группа ученых считает, что смех, вызванный страхом, на самом деле означает отрицание страха. Нам страшно, но мы пытаемся убедить себя и окружающих, что это не так, что все в порядке. Доктор Алекс Ликерман пишет: «Мы даем себе понять, что любая ужасная вещь, с которой мы только что столкнулись, на самом деле не так ужасна, как кажется, во что мы часто отчаянно хотим верить».

Ликерман называет это «зрелым» защитным механизмом. Он отмечает: «Способность смеяться над травмой в момент ее возникновения или вскоре после нее сигнализирует как нам самим, так и другим о том, что мы верим в свою способность пережить ее».

смешные головы
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые эксперты связывают смех от страха с другими, казалось бы, неуместными эмоциональными реакциями, такими как плач, когда мы счастливы. Они утверждают, что эти несочетаемые реакции помогают нам регулировать свои эмоции; плач, когда мы переполнены радостью, или смех, когда мы напуганы, помогают нам эмоционально сбалансировать чувства.

В частности, в случае с фильмами ужасов некоторые теоретики утверждают, что мы смеемся потому, что ужас и юмор коренятся в одних и тех же явлениях: несоответствии и трансгрессии. Мы смеемся, когда что-то кажется неуместным, когда это противоречит нашим ожиданиям или нарушает социальный закон (например, когда персонаж делает или говорит что-то неуместное). Но в другом контексте те же самые вещи воспринимаются как пугающие — обычно, когда что-то переходит от безобидной несообразности к потенциально опасной территории.

В конечном счете, нет однозначного объяснения феномену смеха от страха. Если мы смеемся во время просмотра фильма ужасов, это может быть связано с тем, что мы реагируем на несоответствие ситуации в той же степени, что и на опасность, которую она представляет. Возможно, мы также пытаемся показать окружающим, что нам не страшно, или доказать это самим себе. Или, может быть, мы просто пытаемся сохранить эмоциональное равновесие, борясь со своим страхом с помощью нескольких смешков.