Так было задумано: почему у многих древних статуй нет голов
Обычно в различных музеях произведения искусства демонстрируются целиком: вряд ли вы когда-нибудь видели картину без части холста... Но когда дело доходит до статуй древних времен, то тут уже совершенно другая ситуация: у одной скульптуры может не быть руки, у другой — носа, а у третьей и вовсе отсутствует вся голова. Когда археологи пытались выяснить причины, по которым такое большое количество скульптур обезглавлено, они наткнулись на весьма интересные исторические факты.
Хрупкость
Как известно, шея — естественное слабое место человеческого тела, соответственно у статуй она хрупкая и наиболее подверженная повреждениям. В случае, если после многих лет экспонирования скульптуру решили перевезти в другое место или начали передавать от одного владельца другому, то в первую очередь трещины образуются именно в районе шеи.
Намеренное обезглавливание
Скульпторы порой собственными руками портили свои произведения — так они исполняли посмертное наказание под названием «проклятие памяти» («damnatio memoriae»). Раньше бывали ситуации, когда римский сенат единогласно мог решить осудить память особенно нелюбимого императора после его смерти. Тогда имя этого человека стиралось отовсюду, а его портреты и статуи — умышленно уродовали. Одним из императоров, которому досталась такая участь, был Нерон, оказавшийся под угрозой ареста и казни и в следствие покончивший с собой.
Нерадивость арт-дилеров
Последняя причина — самая неожиданная и крайне неприятная. Современные скульпторы более трепетно относятся к своим произведениям, поэтому и не портят их, даже если так приказали свыше. А древние статуи могут обезглавливать или даже расчленять до сих пор: недобросовестные арт-дилеры поняли, что, поскольку такие находки оцениваются довольно дорого, они могут заработать больше денег, продавая несколько артефактов вместо одного полноценного.
В некоторых случаях реставраторам и искусствоведам удается разыскать разъединенные части скульптур. Неаккуратная работа арт-дилеров, конечно, затрудняет соединение голов с телом, но профессионалам все же удается соединить все воедино и сохранить древний памятник культуры.