Мастера Эрмитажа восстановили древний прототип Солнечной системы XIX века

В центре внимания реставраторов Государственного Эрмитажа оказался уникальный экспонат — армиллярная сфера, созданная в начале XIX века в России картографом Петром Шелеховым и механиком Осипом Шишориным. Это один из первых отечественных образцов механической модели Солнечной системы.
Мастера Эрмитажа восстановили древний прототип Солнечной системы XIX века 
Freepik
Проект был осуществлен в рамках совместной программы Государственного Эрмитажа и компании Samsung Electronics «Связь времен – связь технологий», направленной на поддержку реставрации технически сложных экспонатов музея.

«Samsung – один из самых давних и верных партнеров Эрмитажа. Его участие в Эрмитажных проектах всегда осознанно связано с идеей переклички новейших технологий с тонкой эстетикой технологий прошлых веков. Такой знак уважения к истории. Выбор Армиллярной сферы – хороший тому пример», – отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое армиллярная сфера

Армиллярные сферы были очень популярны в XVII ‒ XVIII веках, использовались в учебных и просветительских целях, являлись символами науки и прогресса. Армиллярная сфера Петра Шелехова и Осипа Шишорина представляет собой механическую модель Солнечной системы по геоцентрической схеме, где в центре находится Земля, вокруг которой вращаются Луна и Солнце, а также включает в себя изображения звездного неба, знаков Зодиака. Комплексное устройство включает кольца, представляющие экватор, тропики, эклиптику и полярные круги.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мастера собирали прототип Солнечной системы

Практическая часть реставрации включала изготовление утраченных элементов: изображение Земли, Луны и ее кронштейн с противовесом, часовые и минутные стрелки, указатель положения спутника и две стрелки корректора календаря.

Особенность экспоната — встроенный часовой механизм, демонстрирующий движение планет в реальном времени.

В рамках работ были также восстановлены элементы часового механизма, включая ходовое и дополнительное колеса, кольцевой баланс и около пятидесяти крепежных деталей. Произведена выправка корпусных элементов, реставрация компаса и чистка всех деталей сферы. Теперь армиллярная сфера полностью восстановлена и возвращена к своему первозданному виду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«За время сотрудничества в рамках программы "Связь времен – связь технологий" были отреставрированы 10 шедевров технологической и инженерной мысли прошлого из коллекции музея. Совместные проекты — пример того, как культура и технологии дополняют и обогащают друг друга; того, как современные технологии служат прекрасному, помогая людям изучать историю и наслаждаться произведениями искусства прошлого», — рассказал вице-президент штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ Сергей Певнев.

Партнерство музея и технологического гиганта началось еще в 1997 году: первым совместным проектом стала программа технического оборудования Главного вестибюля Зимнего дворца. С 2007 года реализуется реставрационная программа «Связь времен – связь технологий», направленная на реставрацию уникальных механизмов, технологических шедевров, отражающих уровень достижений своего времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
В списке ранее восстановленных произведений оказались:
  • большие настольные часы с органом, принадлежавшие Екатерине II и изготовленные английским мастером Эрдли Нортоном в 1792 году;
  • настольные часы с музыкальным механизмом 1760 года работы Джеймса Кокса;
  • напольные музыкальные часы, созданные в мастерской Рентгена-Кинцинга в Германии в 1780-е годы;
  • музыкальный автомат с часами «Клетка с птицей» швейцарского мастера Пьера Жаке Дро, созданный в 1790-е годы;
  • механическое «Бюро с Аполлоном» из коллекции Екатерины II – памятник прикладного искусства второй половины XVIII века;
  • астрономические часы со звездным и земным глобусами, изготовленные немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом в 1584 году, которые историки называют одним из самых сложных устройств конца XVI века;
  • бюро с музыкальным механизмом работы Давида Рентгена и Петера Кинцинга (Германия, 1786 год), которое было доставлено ко двору Екатерины II в 1786 году;
  • настольные часы с бриллиантами, музыкой и анимацией (Англия, XVIII век);
  • армиллярная сфера (Россия, Санкт-Петербург, 1801 год).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новым экспонатом, отправленным на реставрацию, станут часы, выполненные в форме яйца мастерами фирмы Карла Фаберже в Санкт-Петербурге в 1902 году. За обновление произведения будут отвечать художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.

С момента поступления в коллекцию Эрмитажа в 2014 году часы экспонировались в Залах памяти Карла Фаберже в Главном Штабе и неоднократно участвовали в выставках. Запланированная реставрация позволит вернуть им неповторимое звучание.

В качестве технической поддержки музею были предоставлены профессиональные панели, флипчарты, мониторы, телевизоры The Frame для зоны отдыха в Галерее Растрелли, где демонстрируется видеоконтент в формате 4К. В Павильонном зале Малого Эрмитажа размещена LFD-панель, где можно увидеть фильм, посвященный работе часов «Павлин»; в арке Главных ворот Зимнего дворца досмотровой модуль был оснащен телевизионными панелями бренда-партнера, также музею передан телевизор QLED 8K с процессором Quantum на базе искусственного интеллекта, который улучшает качество исходного изображения в зависимости от освещенности помещения.