Почему некоторые люди счастливы, когда умирают
Существует довольно много исследований, свидетельствующих о том, что страх смерти находится в подсознательном центре человеческого бытия. Уильям Джеймс, американский философ, назвал осознание того, что мы должны умереть, «червем в основе человеческого существования».
Однако недавнее исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показывает, что люди, приближающиеся к смерти, используют более позитивные формулировки для описания своих переживаний, чем те, кто просто представляет себе смерть. Это говорит о том, что переживание умирания более приятное — или, по крайней мере, менее неприятное — чем мы могли бы себе представить.
Принятие смерти
Саймон Боас, работник гуманитарной помощи, который боролся с раком, перед смертью дал интересное интервью. Он поделился некоторыми соображениями, которые помогли ему принять сложившуюся ситуацию. Мужчина упомянул о важности наслаждения жизнью и уделения приоритетного внимания значимым переживаниям, предположив, что осознание смерти может повысить нашу оценку жизни.
Несмотря на боль и трудности, Боас казался жизнерадостным, надеясь, что его настрой поддержит его жену и родителей в предстоящие трудные времена.
Слова Боаса перекликаются со словами римского философа Сенеки, который советовал: «То, проживем ли мы достаточно долго, зависит не от наших лет и не от наших дней, а от нашего разума».
Более поздним мыслителем, выражающим сходные чувства, является психиатр Виктор Франкл, который, пережив «Освенцим», написал книгу, в которой заложил основу для одной из форм экзистенциальной психотерапии, направленной на поиск смысла в любых обстоятельствах. Его последней адаптацией стала психотерапия, ориентированная на смысл, которая предлагает людям, больным раком, способ улучшить их восприятие смысла жизни.
Как соотносятся счастье и смысл жизни
В двух недавних исследованиях, посвященных паллиативной и поддерживающей помощи, людей, приближающихся к смерти, спрашивали, что для них является счастьем. Общими темами в обоих исследованиях были социальные связи, получение простых удовольствий, таких как пребывание на природе, позитивный настрой и общее смещение акцента с поиска удовольствий на поиск смысла и самореализации по мере прогрессирования болезни.
Опыт общения клинических психологов с пациентами с опасными для жизни заболеваниями показывает, что можно испытывать счастье наряду с грустью и другими, казалось бы, противоречивыми эмоциями. В течение дня пациенты могут испытывать благодарность, раскаяние, страстное желание, гнев, вину и облегчение — иногда все сразу. Столкновение с ограничениями существования может расширить кругозор и помочь человеку ценить жизнь больше, чем когда-либо. Именно это может дарить людям счастье перед смертью.