Зачем раньше на носах кораблей устанавливали женские фигуры?
Всем известна поговорка, что женщина на кораблей — не к добру. По одной из версий, это связано с древнегреческими преданиями: мол, богиня любви Афродита способна вызывать штормы и бури, чтобы помешать плаванию и воссоединить влюбленных. Со временем в это уже перестали верить многие моряки, но слабый пол все равно не пускали на борт — полагалось, что дамы могли стать причиной любовной лихорадки, которая будет отвлекать мужчин от работы.
Тем не менее, иногда все женщина на корабле присутствовала, правда, не живая, а в виде резной фигуры.
Что означали фигуры женщин на носах кораблей
Первые упоминания каких-либо носовых украшений относятся к древним временем: древние греки любили рисовать по обе стороны от носа корабля человеческие глаза. Позже римляне переняли эту идею и немного усовершенствовали, впервые разместив на носу судна резную фигуру.
Тут же моряки подхватили задумку и стали совершенствовать свои умения резьбы по дереву. Они выполняли фигуры в виде людей, зверей, мифологических фигур и придумывали различные сюжеты, объясняя, почему конкретная фигура должна присутствовать на носу их корабля. В каких-то случаях, она просто олицетворяла название судна, в других — демонстрировала богатство и мощь владельца. Начиная с XIII века на торговых же судах было принято выполнять носовую фигуру в виде члена семьи главы или какого-нибудь важного современника.
Но наиболее популярным выбором все же были женские образы — их устанавливали как на торговых, так и на военно-морских судах, причем часто обнажающих одну или обе груди.
Экипаж корабля вкладывал в эту фигуру свои надежды, что она, в случае необходимости, сможет успокоить бурю. Первоначально статуи на носовой части корабля были массивными, но они, как оказалось, затрудняли движение судна, уменьшая его скорость и стабильность в условиях непогоды. Тогда было принято решение определять размеры фигуры по тоннажу корабля и изгибу его носа.
Так, долгое время гальюнные фигуры были изюминкой древнего кораблестроения и архитектуры, но из-за развития судостроения они просто стали ненужными.