От первичной обработки до лабораторных испытаний: как разрабатываются оригинальные моторные масла для автопроизводителей
Этап 0: подготовительный
На семинаре «От скважины до потребителя», который удалось посетить нашей редакции, эксперты Лукойл рассказали о типовом процессе добычи и переработки нефти.
Процесс первичной переработки происходит с помощью атмосферной и вакуумной установок, затем методами более глубокой очистки — гидрокрекинга (метод с использованием водорода) и каталитической депарафинизации. На выходе получается качественное базовое масло с высоким индексом вязкости и низким содержанием нежелательных примесей.
Этап 1: в дело вступает автопроизводитель
Автопроизводитель также играет значимую роль в производстве продукта. Он создает новую конструкцию двигателя, следуя изменениям экологических норм и тенденциям отрасли.
Этап 2: спецификация
Вместе с новой конструкцией агрегата производитель разрабатывает и требования к маслам. Этот документ становится отправной точкой для производителей смазочных материалов, так как в нем указаны физико-химические требования к моторным маслам и уровень эксплуатационных свойств.
Этап 3: разработка
Типовой процесс разработки рецептуры включает в себя предварительную проработку состава продукта и затем его воспроизведение в научно-исследовательском центре. На этом этапе выявляют сочетаемость базового масла и компонентов пакета присадок друг с другом.
Этап 4: лабораторные испытания
К примеру, в НИЦ Лукойл находится более 160 единиц лабораторного оборудования, на котором химики-технологи отрабатывают рецептуру на соответствие заявленным физико-химическим и эксплуатационным свойствам, а также международным отраслевым стандартам.
Этап 5: стендовые испытания
После успешного прохождения испытаний в собственных лабораториях предстоит многоступенчатое тестирование нового смазочного материала в двигателях независимых лабораторий.
Этап 6: полевые испытания
Компания много лет успешно сотрудничает с международными автомобильными концернами, поставляя смазочные материалы для первой и сервисной заливки. Так, на своем опыте команда знает, что к оригинальным маслам производители техники предъявляют повышенные требования, поэтому часто они запрашивают проведение многоэтапных полевых испытаний.
Только после прохождения всех перечисленных этапов производитель моторного масла может указывать соответствие требованиям спецификации на этикетке и в техническом описании продукта. Также возможно включение смазочного материала в руководство по эксплуатации автомобиля.
Однако часто производители могут прописать в руководстве по эксплуатации только отраслевую спецификацию API/ACEA/ILSAC и вязкость продукта. Например, 5W-40 API SN/CF и ACEA C3. С их учетом покупатель может подобрать нужный смазывающий материал.
На этикетке качественных масел Лукойл, помимо этого, также указывается технология базового масла в основе – минеральное, полусинтетическое или синтетическое, область применения и преимущества продукта. Кроме того, дается список спецификаций автопроизводителей, требованиям которых соответствует моторное масло.