«Кладбище самолетов»: какой у лайнеров срок годности и что с ними происходит, когда они больше не могут летать

Вообще у всего в этом мире есть срок годности, в том числе у техники, еще и такой габаритной. При должном обслуживании лайнеры могут летать 30-50 лет, но если за ними не следить вообще, они придут в непригодность уже через 15-20 лет активного пользования. А что происходит с ними дальше?
«Кладбище самолетов»: какой у лайнеров срок годности и что с ними происходит, когда они больше не могут летать
Unsplash
В России «кладбища самолетов» расположены преимущественно в Москве и области. Самые известные из них — аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил РФ в поселке Монино.

Важно отметить, что приведенные выше сроки довольно условны. Срок службы самолетов определяется в первую очередь его конструкцией и материалами, из которых он сделан. Также важными факторами являются условия эксплуатации, регулярность технического обслуживания и качество топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что происходит с самолетами после окончания срока их службы

Когда самолет хотя бы по одному из важных признаков не может быть пригоден к полетам, его, очевидно, снимают с эксплуатации. Затем, чтобы получить с этого хоть какую-то долю денег, некоторые авиакомпании принимают решение продать воздушные судна. Порой это может получиться (так, в 2018 году ракетная компания Virgin Galactic приобрела несколько списанных Boeing-747 и сконструировала из них космический аппарат — между прочим, успешно справившийся со своей миссией), а иногда идея вовсе прогорает. В таком случае остается только один вариант — отправить самолет на склад под открытым небом или в ангар.

Но и тут еще ничего не ясно с его судьбой: его могут либо полностью разобрать на запчасти, либо отправить в музей, либо просто оставить гнить.

Самые большие свалки самолетов находятся в пустыне: там меньше дождей, снега и других неблагоприятных погодных условий, которые могут способствовать появлению ржавчины. Взглянуть на них вживую у вас вряд ли получится — контроль на пропускном пункте очень жесткий. Но изучить их при помощи онлайн-карт и спутниковых снимков вполне возможно.

После того, как списанный авиалайнер прибывает на стоянку, из него сначала сливают все жидкости: остатки топлива, гидравлическую жидкость и смазочные материалы. Затем все полезные детали, от приборов до двигателей, вывозят для перепродажи. Все остальные элементы конструкции обычно отправляют на переработку, и в конце разборки от самолета практически ничего не остается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Разбор самолета на запчасти
Freepik

Но самолеты списывают не только «за выслугу лет». Это могут делать и потому, что на смену старым суднам приходят новые, которые гораздом легче обслуживать и, что крайне важно, дешевле.

Вторая жизнь списанных самолетов

К счастью, некоторым самолетам удается избежать участи гнить на «кладбище». Так, в 2010 году уже успевший немного заржаветь Boeing 727 было решено переделать в настоящую гостиницу, расположенную в тропическом лесу Коста-Рики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все внутри самолета — от кабины пилотов до хвостовой части — отделано панелями из коста–риканского тика. В отеле есть две комнаты, оборудованные кондиционерами, телевизор с плоским экраном, мини-кухня, фойе с обеденной зоной, терраса с видом на океан, отдельный вход на скалу у реки, винтовую лестницу и 360-градусный вид на окружающие сады.

Отель Costa Verde в Боинге 727
The Sun
Отель Costa Verde в Боинге 727
The Sun
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Boeing 727 перевозили частями на пяти грузовиках из международного аэропорта Сан-Хосе. Уже на месте его пересобрали и создали роскошную гостиницу с номерами люкс на территории курорта, который находится недалеко от деревни Кепос.

Это лишь один из примеров, а вообще по всему миру их десятки.