«Кладбище самолетов»: какой у лайнеров срок годности и что с ними происходит, когда они больше не могут летать
Важно отметить, что приведенные выше сроки довольно условны. Срок службы самолетов определяется в первую очередь его конструкцией и материалами, из которых он сделан. Также важными факторами являются условия эксплуатации, регулярность технического обслуживания и качество топлива.
Что происходит с самолетами после окончания срока их службы
Когда самолет хотя бы по одному из важных признаков не может быть пригоден к полетам, его, очевидно, снимают с эксплуатации. Затем, чтобы получить с этого хоть какую-то долю денег, некоторые авиакомпании принимают решение продать воздушные судна. Порой это может получиться (так, в 2018 году ракетная компания Virgin Galactic приобрела несколько списанных Boeing-747 и сконструировала из них космический аппарат — между прочим, успешно справившийся со своей миссией), а иногда идея вовсе прогорает. В таком случае остается только один вариант — отправить самолет на склад под открытым небом или в ангар.
Но и тут еще ничего не ясно с его судьбой: его могут либо полностью разобрать на запчасти, либо отправить в музей, либо просто оставить гнить.
После того, как списанный авиалайнер прибывает на стоянку, из него сначала сливают все жидкости: остатки топлива, гидравлическую жидкость и смазочные материалы. Затем все полезные детали, от приборов до двигателей, вывозят для перепродажи. Все остальные элементы конструкции обычно отправляют на переработку, и в конце разборки от самолета практически ничего не остается.
Но самолеты списывают не только «за выслугу лет». Это могут делать и потому, что на смену старым суднам приходят новые, которые гораздом легче обслуживать и, что крайне важно, дешевле.
Вторая жизнь списанных самолетов
К счастью, некоторым самолетам удается избежать участи гнить на «кладбище». Так, в 2010 году уже успевший немного заржаветь Boeing 727 было решено переделать в настоящую гостиницу, расположенную в тропическом лесу Коста-Рики.
Все внутри самолета — от кабины пилотов до хвостовой части — отделано панелями из коста–риканского тика. В отеле есть две комнаты, оборудованные кондиционерами, телевизор с плоским экраном, мини-кухня, фойе с обеденной зоной, терраса с видом на океан, отдельный вход на скалу у реки, винтовую лестницу и 360-градусный вид на окружающие сады.
Boeing 727 перевозили частями на пяти грузовиках из международного аэропорта Сан-Хосе. Уже на месте его пересобрали и создали роскошную гостиницу с номерами люкс на территории курорта, который находится недалеко от деревни Кепос.
Это лишь один из примеров, а вообще по всему миру их десятки.