Почему младенцы на средневековых картинах выглядят такими страшными?

Средневековые художники специально рисовали причудливых младенцев. Только зачем?
Почему младенцы на средневековых картинах выглядят такими страшными?
Wikipedia
Есть любимая картина тех времен?

Средневековые художники не славились своей реалистичной точностью. На своих полотнах они писали кроликов-убийц, а львов изображали в виде глупых гримасничающих кошек. Но если вы когда-нибудь ловили себя на том, что посмеиваетесь над изображениями сердитых голов на месте младенцев в средневековом искусстве, то на самом деле вы правы: художники хотели, чтобы младенцы выглядели взрослые!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем художники писали «старых» детей

Мэтью Аверетт, профессор истории искусств Крейтонского университета, рассказывает, почему в Средние века была распространена тенденция к намеренному состариванию младенцев и что стало причиной перехода в эпоху Возрождения к милыми лицам, в которых мы узнаем младенцев.

младенец на средневековой картине
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти рассуждения, как и все искусство в Средние века, связаны с Иисусом. В те времена церковь заказывала большинство портретов младенцев и детей. И ей нужен был не просто какой-нибудь старый младенец — церковь хотела видеть в младенце Иисуса (или других библейских детей).

Кстати! 

Средневековые христиане считали интерес к анатомии тела грехом, поэтому изображать его, например, на иконах старались максимально обобщенно. Даже если это был ребенок, он всегда именно странную анатомию. 

Средневековые художники придерживались концепции гомункула, что буквально означает «маленький человек», или веры в то, что Иисус родился «идеально сформированным и неизменным». Поэтому на картинах он показан со взрослыми чертами лица и телосложением, даже когда предполагаемый ребенок сидит на коленях у матери, играет с ее одеждой или кормит грудью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот похожий на взрослого человека «младенец Иисус» стал стандартом для всех детей, образцом, который сохранился в Средние века, потому что художники того времени, по словам Аверетта, «не проявляли интереса к натурализму и больше склонялись к условностям».

младенец на картине средних веков
Wikimedia

Мода на уродливых младенцев сошла на нет в эпоху Возрождения, когда художники заново открыли для себя реализм и применили научную точность в своих фигуративных работах. Нерелигиозное искусство также процветало в то время, когда средние и высшие классы смогли позволить себе портреты членов своей семьи.

Состоятельные клиенты хотели, чтобы изображения их любимых детей хорошо отражались на их родителях, чтобы маленькие мальчики и девочки были симпатичными. Так все и поменялось!