Какой сугроб может преодолеть поезд: детский вопрос, который очень занимает взрослых дядей на железной дороге
Вплоть до 2007 года на РЖД существовал запрет на эксплуатацию поездов, если пути не очищены, рассказывается в железнодорожном блоге «Под стук». Требование регулярно очищать рельсовые пути от снежных заносов, пусть и менее категоричное, существует и сейчас.
Тем не менее, всегда есть вероятность, что поезд встретит на пути снежный занос – например, при движении во время интенсивных снегопадов. Хорошая новость для путешественников: даже высокий снежный нанос поезд – тяжелая, узкая и длинная машина – проткнет, как булавка ткань. Если снег легкий, только что выпавший, то каких-либо проблем это не вызовет.
Протяжные сугробы поездам тоже не страшны, если по высоте они не доходят до осей колес. Снег отбросит метельник – оранжевый щит-отбойник под передком локомотива. Тяги моторов локомотива хватит, чтобы и снег отгребать, и тащить за собой вагоны.
Почему снег все же надо убирать
Злоупотреблять мощью локомотива, впрочем, не стоит. Хотя бы потому, что езда сквозь сугробы увеличивает расход энергии и износ трансмиссии локомотива – а в конечном итоге отражается на стоимости билетов для пассажиров или цене товаров, перевозимых по железной дороге.
Другая проблема в том, что наезд на сугроб слежавшийся и плотный может привести к сходу локомотива с рельсов.
В оттепель мокрые колеса будут проскальзывать по рельсам, так что тяговые способности локомотива уменьшатся (на заглавном фото — застрявший в снегах поезд Пермь-Адлер). По той же причине тормоза будут работать менее эффективно.
Главная проблема в том, что поднятый поездом ветер создает снежный вихрь под вагонами. Снег постепенно скапливается на механизмах под днищем вагона, забивая пространство между движущимися деталями и лишая их подвижности. В результате тормозная система может и вовсе не сработать.