Жуткие младенцы и отсутствие пропорций: почему средневековое искусство кажется нам таким странным?
При просмотре средневековых картин у многих может сложиться впечатление, будто всю историю люди умели рисовать, а в Средневековье — внезапно разучились. На самом деле это совсем не так, а у странностей средневековых картин есть вполне логичные причины.
Ценности и убеждения
Творчество художников Средневековья формировалось под влиянием целого набора ценностей. В центре всегда находился не материальный мир, а внутренний и духовный. Именно поэтому творцы пытались в первую очередь передать сложные теологические концепции визуальными символами и аллегориями. Именно поэтому они использовали упрощенные, иногда даже примитивные, формы и очертания, не стремясь соответствовать идеалам красоты и реализма.
Еще одно объяснение — средневековые христиане считали интерес к анатомии тела грехом. Именно поэтому изображать его, например, на иконах старались максимально обобщенно.
Особенности живописи
Более позднее искусство зачастую строилось (и строится) на том, чтобы как можно более подробно и реалистично передать очертания нарисованного. Однако такая живопись была придумана только в эпоху Возрождения, средневековые художники попросту не знали даже о линейной перспективе. Именно поэтому то, что сегодня кажется нам странным, для средневековых творцов было вполне нормальным и зачастую даже гениальным.
Отсутствие знаний об анатомии
В средневековые времена у людей практически пропали знания об анатомии. Фото, видео и интернета еще не существовало, а препарировать трупы инквизиция запретила даже медикам. Все это привело к тому, что человечество на какое-то время просто напросто утратило информацию об особенностях человеческого тела.
Вернулись такие знания только в эпоху Возрождения благодаря Леонардо да Винчи. Он создал новый метод рисования человека на основе его внутреннего устройства, изучая места прикрепления мышц, строение костей и внутренних органов.