Жуткие младенцы и отсутствие пропорций: почему средневековое искусство кажется нам таким странным?

В любом музее зал со средневековыми картинами вызовет неоднозначные эмоции. На первый взгляд, на стенах висят красочные, порой даже чересчур замысловатые и сложные рисунки. Но если разглядеть их поближе — все они начинают казаться очень странными...
Жуткие младенцы и отсутствие пропорций: почему средневековое искусство кажется нам таким странным?
архивное фото
Многие художники той эпохи были обыкновенными монахами, которые, чтобы убить время, рисовали небольшие рисунки на полях страниц

При просмотре средневековых картин у многих может сложиться впечатление, будто всю историю люди умели рисовать, а в Средневековье — внезапно разучились. На самом деле это совсем не так, а у странностей средневековых картин есть вполне логичные причины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ценности и убеждения

Творчество художников Средневековья формировалось под влиянием целого набора ценностей. В центре всегда находился не материальный мир, а внутренний и духовный. Именно поэтому творцы пытались в первую очередь передать сложные теологические концепции визуальными символами и аллегориями. Именно поэтому они использовали упрощенные, иногда даже примитивные, формы и очертания, не стремясь соответствовать идеалам красоты и реализма.

Еще одно объяснение — средневековые христиане считали интерес к анатомии тела грехом. Именно поэтому изображать его, например, на иконах старались максимально обобщенно.

Икона Андрея Рублева «Троица» — пример изображения людей, лики которых лишены анатомических деталей и очень похожи друг на друга
Икона Андрея Рублева «Троица» — пример изображения людей, лики которых лишены анатомических деталей и очень похожи друг на друга
Икона Андрея Рублева «Троица», архивное фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности живописи

Более позднее искусство зачастую строилось (и строится) на том, чтобы как можно более подробно и реалистично передать очертания нарисованного. Однако такая живопись была придумана только в эпоху Возрождения, средневековые художники попросту не знали даже о линейной перспективе. Именно поэтому то, что сегодня кажется нам странным, для средневековых творцов было вполне нормальным и зачастую даже гениальным.

Наверняка вы замечали, что особенно странно в Средневековье изображали младенцев. Это было связано с тем, что дети на картинах должны были олицетворять самого Иисуса. По легенде, божий сын пришел в этот мир в совершенном облике. Художники пытались изобразить его во младенчестве, поэтому в результате у них получались несовместимые черты зрелых, утомленных миром людей и крошечные тела младенцев.

Сексуальные и кровавые образы на средневековых картинах были призваны не пропагандировать непристойное поведение, а препятствовать ему
Сексуальные и кровавые образы на средневековых картинах были призваны не пропагандировать непристойное поведение, а препятствовать ему
Миниатюра «Зачатие Александра Великого» , архивное фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие знаний об анатомии

В средневековые времена у людей практически пропали знания об анатомии. Фото, видео и интернета еще не существовало, а препарировать трупы инквизиция запретила даже медикам. Все это привело к тому, что человечество на какое-то время просто напросто утратило информацию об особенностях человеческого тела.

Вернулись такие знания только в эпоху Возрождения благодаря Леонардо да Винчи. Он создал новый метод рисования человека на основе его внутреннего устройства, изучая места прикрепления мышц, строение костей и внутренних органов.