Чистый воздух для детей: в столичных школах тестируют инновационную систему умного микроклимата
Комплексная система мониторинга была запущена еще весной и реализуется по сегодняшний день. За это время специалисты уже успели разработать оптимальные решения по вентиляции и очистке воздуха в классах в различных условиях: в период цветения или, например, в более холодный сезон, когда повышается заболеваемость среди учеников.
Ряд экспериментов проводился во время летних каникул. Так, в учебной аудитории эксперты в области химии и физики провели модельный эксперимент — искусственно создали ситуацию с превышением уровня углекислого газа и дисперсных частиц. Для этого был использован сжиженный газ СО2 и генератор жидкого и твердого аэрозоля (дисперсных частиц).
Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении» допустимый уровень концентрации этого вещества — не более 1000 ppm. Если это значение превышено, то у людей, особенно детей, наблюдается снижение концентрации внимания (а значит — увеличение числа ошибок во время интеллектуальной деятельности), общий дискомфорт, слабость, ощущение, духоты и нехватки воздуха. При длительном воздействии высоких концентраций — проблемы с дыхательной и кровеносной системами.
В рамках испытаний при закрытых окнах, специалисты включали и выключали бризеры TION 4S — приборы приточной вентиляции для очистки воздуха, и замеряли результаты с помощью умных датчиков — базовых станций TION Magic Air.
«В ходе модельного эксперимента и исследований мы установили, что уровень углекислого газа (СО2) с выключенными бризерами снижается до фоновых значений практически за 20 часов, а при включении оборудования показатель приходит в норму за 40 минут (разница почти в 30 раз). Также опытным путем определено, что с закрытыми окнами в присутствии школьников с включенными на средней скорости бризерами концентрация углекислого газа (СО2) держится в пределах допустимых значений 1000 ppm (в то время как с выключенными приборами уровень СО2 превышает это значение в 3 раза!)», — рассказал генеральный директор группы компаний ТИОН Станислав Козлов.
На днях к пилотированию инновационного решения присоединилась и ГБОУ «Школа № 1492», расположенная на юге-западе Москвы. Там бризерами был оборудован класс информатики.
Этапы проекта те же. Сначала — замер качества воздуха в реальных условиях с помощью базовых станций TION Magic Air по следующим показателям:
- концентрация углекислого газа CO2;
- твердых частиц PM2.5, PM10;
- температура;
- влажность воздуха.
Все данные о состоянии микроклимата и всех изменений в нем аккумулируются и наглядно демонстрируются в приложении с удобной визуализацией данных и возможностью управлять климатическими приборами. Лица, имеющие доступ к программе и к сети, могут наблюдать за процессом в режиме реального времени из любой точки мира. После оценки ситуации специалисты компании рассчитали необходимое для создания правильного микроклимата количество приборов на один класс.
Было замечено, что бризеры TION 4S способны проветривать помещение даже при закрытых окнах. Приборы производят высокоэффективную очистку и снижают уровень СО2, позволяя школьникам лучше себя чувствовать и при этом активнее воспринимать учебный материал. А обеззараживатели TION Clever способны бороться с аллергенами, пылью, бактериями и вирусами.
Устройства рекомендованы ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора и уничтожают все типы микроорганизмов с эффективностью не менее 99,9%. Их использование позволит свести к минимуму распространение заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.
Дальше в ходе проекта будет продолжен мониторинг качества воздуха в разной обстановке: во время уроков с выключенными и включенными приборами, в период сезонных заболеваний, аллергии, в отопительный сезон и в период каникул. По завершении проекта приборы перейдут в пользование учебным заведениям.
«Мы рады внедрению технологий, которые помогают сберечь здоровье наших учеников и улучшить их обучение в среде "полного дня", когда различные занятия проходят до 19 часов. Кроме того, полученные при проведении "пилота" данные могут быть использованы в проектных работах старшеклассников на стыке предметных областей биологии\физики\химии и информатики. Пилотируемая система очень хорошо себя показала осенью 2023 в условиях большой нагрузки при проведении мероприятий, приуроченных к двадцатилетию нашей школы», - отметил заместитель директора ГБОУ Школа «Интеллектуал» Юрий Тихорский.
Актуальность проводимого тестирования обусловлена несколькими факторами.
- Застоявшийся воздух способствует распространению инфекционных заболеваний и ухудшает самочувствие учеников.
- Повышенная концентрация углекислого газа CO2 негативно влияет на деятельность головного мозга: человек становится вялым, концентрация внимания падает.
- В непроветриваемом помещении увеличивается количество пылевых частиц и аллергенов.