Хранители времени: в Эрмитаже открылась выставка старинных часов

В октябре 2022 года в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» открылась выставка «Часы и музыкальные механизмы из собрания Государственного Эрмитажа», где представлено около полусотни шедевров XVI–XIX веков из фондов Эрмитажа.
Редакция сайта
Редакция сайта
Хранители времени: в Эрмитаже открылась выставка старинных часов 
«Часы и музыкальные механизмы из собрания Государственного Эрмитажа»

Памятники науки, показанные на выставке, характеризуют различные этапы эволюции часового и механического искусства в России и странах Европы, развитие представлений о предназначении часов и их художественном оформлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самые ранние произведения часового искусства, представленные на выставке, – немецкие настольные часы XVI века. В это время в Германии, особенно на юге – в Нюрнберге и Аугсбурге, – развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. К XVI столетию относятся настольные часы в виде архитектурного сооружения, исполненные нюрнбергским мастером Гансом Грюбером. В этом изделии богато декорирован гравировкой не только корпус, но и стальные пластины механизма, на одной из которых изображена сцена жертвоприношения Авраама. В корпусе, помимо обычных механических часов, скрыты еще и солнечные, они расположены на одной из боковых створок с внутренней стороны.

Еще одни солнечные часы работы мастеров Инструментальной палаты Санкт-Петербургской Академии наук Исаака Брукнера и Петра Осиповича Голынина представлены в разделе русских мастеров. Этот шедевр был преподнесен императрице Анне Иоанновне в 1735 году. Как объяснил заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев, солнечные часы в то время играли роль сигналов точного времени, по которым выставлялось время на механических часах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Часы и музыкальные механизмы из собрания Государственного Эрмитажа»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выставке представлены не только европейские часы, но и экземпляры восточных механизмов. Например, удивительный японский хронометр XIX века. Механические часы были завезены в Японию голландскими торговцами в XVI веке. Первые японские часы просто имитировали европейские модели, но затем они были приспособлены к местной системе исчисления времени: сутки имели 6 дневных и 6 ночных интервалов – «часов». Отсчет дневных «часов» начинался с рассвета, ночных – с заката; длительность дневных «часов» была длиннее летом и короче зимой. Часы отбивали от 9 до 4 ударов (первые три удара не обозначали время, но служили сигналом к началу молитвы). На рассвете и закате часы били шесть раз. Каждому часу соответствовало одно из животных восточного зодиака: например, крыса – полуночи, кролик – рассвету, лошадь – полудню, а петух – закату. Такая система исчисления времени сохранялась в Японии до 1873 года, когда страна перешла на западную систему исчисления времени и григорианский календарь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эрмитаж — один из редчайших музеев мира, в котором работает собственная мастерская научной реставрации часов и музыкальных механизмов. Работа эта очень тонкая и дорогая. И в этой области с Эрмитажем вот уже 25 лет сотрудничает компания Samsung Electronics. Новым экспонатом, который будет отреставрирован при поддержке Samsung, станут часы, выполненные в форме яйца мастерами фирмы Карла Фаберже в Санкт-Петербурге в 1902 году. Часы содержат музыкальный механизм, который спрятан под открывающейся розеткой в верхней части устройства. Согласно замыслу мастеров, частью этого механизма стала механическая птица – покрытый золотой эмалью и украшенный алмазами петушок. Он появлялся каждый час и, взмахивая крыльями и наклонив голову, пел в течение 15 секунд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Совместная работа Samsung и Эрмитажа ‒ блестящий пример стабильного, спокойного и умного сотрудничества. Оно сосредоточено на двух направлениях принципиально важных для миссии обеих институций ‒ тонкие технологии прошлого и настоящего и ‒ современные технологии на службе зрителя. В залах и текстах Эрмитажа имя Samsung встречается очень часто», ‒ сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.