Почему у грузовых самолетов крыло сверху фюзеляжа, а у пассажирских снизу: вы всегда хотели это знать, но стеснялись спросить

Вы наверняка замечали, что всех крупных реактивных авиалайнеров крыло соединяется с фюзеляжем в нижней части.
Почему у грузовых самолетов крыло сверху фюзеляжа, а у пассажирских снизу: вы всегда хотели это знать, но стеснялись спросить
Caribb | Flickr, CC2.0
У транспортных самолетов, напротив, крыло соединяется с корпусом сверху и даже несколько приподнято над ним, формируя характерный горб.

Чтобы в этом убедиться, взгляните на несколько самолетов, созданных в разное время в США и России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пассажирский Boeing 787, фото
Пассажирский Boeing 787.
pjs2005 | Wikipedia, CC2.0
Грузовой Ил-76, фото
Грузовой Ил-76.
Andrey Rakul | Wikipedia, CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пассажирский Sukhoi Superjet 100, фото
Пассажирский Sukhoi Superjet 100.
Eduard Heisterkamp | Wikipedia, GNU 1.2
Грузовой Lockheed C-130 Hercules, фото
Грузовой Lockheed C-130 Hercules.
USAF, в общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пассажирские самолеты

В том месте, где крылья соединяются с фюзеляжем, в «скелет» самолета встроены крупные силовые элементы, которые принимают на себя нагрузку.

А теперь давайте вспомним, что фюзеляж пассажирских авиалайнеров делится на две части:

  • в верхней половине находится пассажирский салон,
  • в нижней – багажное отделение.

Усиления каркаса удобнее совмещать с багажным отделением – вот главная причина, почему у таких самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа.

Такая схема дает два дополнительных преимущества:

  • двигатели оказываются ближе к земле, что упрощает их обслуживание,
  • в случае вынужденной посадки с убранным шасси крылья принимают на себя удар, спасая людей, а при посадке на воду поддерживают самолет на плаву.

Грузовые самолеты

Для удобства погрузки палубу стараются опустить как можно ниже, а грузовой отсек сделать одинаково высоким по всей длине фюзеляжа. Чтобы достичь этой цели, крылья поднимают над фюзеляжем, тогда поддерживающие их силовые элементы не перегораживают внутреннее пространство.

Раньше Techinsider рассказывал, зачем в СССР создавали сверхбольшие грузовые самолеты «Антей» и «Руслан».