Может ли грузовой локомотив тащить пассажирский поезд: да, но вам бы не понравилось в нем ехать
Маневровые стоят немного в стороне, работая на станции. А пока давайте сравним два варианта магистральных локомотивов, одни из которых возят грузовые составы, другие – пассажирские.
Внешне они похожи друг на друга до того, что несведущие не отличат один от другого. Однако попробуйте-ка проехать в пассажирском вагоне, прицепленном к грузовому локомотиву – уверен, вам бы не понравилось, по нескольким причинам.
Скорость
Этот поезд полз бы заметно медленнее. Как правило, используемые сейчас на железных дорогах грузовые локомотивы рассчитаны на конструкционную скорость до 120 км/ч, а пассажирские – до 160 км/ч.
Все дело в тяговых редукторах, которые в локомотиве играют ту же роль, что и коробка передач в автомобиле. У грузового редуктор имеет более низкое передаточное число, позволяя ему развивать большую тягу, нужную, чтобы стронуть с места тяжелый состав. Но и скорость в результате он развивает не столь высокую.
Плавность хода
Тормозные системы у этих двух типов отличаются:
- грузовые локомотивы оснащаются пневматической тормозной системой,
- пассажирские – более продвинутой электропневматической.
Не углубляясь в их устройство, можно сказать, что электропневматические тормоза позволяют всем вагонам тормозить одновременно. При использовании пневматической же вагоны тормозят с задержкой, начиная с передних. Образуется «волна», которая чувствительно дергает каждый следующий вагон, вызывая сильный дискомфорт у пассажиров.
Кстати, и сам локомотив страдает от такого рывка, поэтому раму грузовых локомотивов усиливают по сравнению с пассажирскими.
Энергия
Пассажирские локомотивы питают электроэнергией отопительные системы вагонов. У грузовых этой функции нет.
Почему иногда состав везет «неправильный» локомотив
Например, на пассажирской линии Горячий Ключ – Сочи пассажирские составы тянут именно грузовые локомотивы. Точнее, грузопассажирские – по-грузовому мощные, но дооснащенные системами, которые есть только у пассажирских поездов. Причина в том, что на горных железных дорогах нужны локомотивы, развивающие большую тягу, чтобы втаскивать поезд в гору.