Роскошь времени: основатель часовой компании рассказал об истории своего магазина и сотрудничестве с мировыми брендами
Расскажите, как онлайн-сервис превратился в одну из крупнейших федеральных сетей часовых салонов?
Розничные магазины требуют мощных финансов, которые мы и зарабатывали первые десять лет. Вначале у нас не было больших складских запасов, но, когда они проявились, мы открыли первый шоурум – и народ пошел. Сейчас у нас сеть магазинов в 21 регионе. К этому добавим один из крупнейших в Европе часовой магазин торговой площадью 1200 кв. м, а со складами он превышает 2000 кв. м.
Отличаются ли интернет-покупатели от посетителей ваших магазинов?
Онлайн лучше всего продаются раскрученные бренды, которые набрали на сайте много хороших отзывов. Покупатели понимают, что это такое, видели у друзей, прочитали кучу обзоров и порой изучили модели лучше, чем консультанты в магазине. Случайных людей в мире дорогих часов немного, обычно покупатели точно знают, чего хотят, даже конкретную модель. Формально интернет-продажи у нас доминируют – до 95% заказов приходят онлайн. Но что интересно, 50% этих покупателей заказывают доставку в ближайший магазин, а не в точку самовывоза. Все-таки часы – особый товар. В магазине можно в комфортных условиях рассмотреть модель, покрутить со всех сторон, обсудить со специалистами и, самое главное, получить настоящее удовольствие от покупки. А это важно: часы приобретают не каждый день.
Но вот редкие бренды людям нужно смотреть вживую: примерить, оценить качество. У микробрендов, кстати, качество на высоте: люди делают невероятную механику за адекватные деньги и очень заботятся о репутации.
А кто какие часы покупает? Придерживаются люди какой-то стратегии? Можете дать пару советов?
Если рассматривать часы как вложение денег, то берут известные и консервативные марки, модели которых выпускаются десятилетиями. Инвестиционные бренды, такие как Rolex, живут очень долго, и большая часть их стоимости приходится на рекламу. Постоянно присутствуют в местах, где развлекаются потенциальные покупатели: гонки, регаты, турниры. Поэтому их знают все. Они прочно сидят на своей ДНК и не экспериментируют – тот же Rolex никогда не будет выпускать смарт-часы.
А небольшие бренды могут делать что угодно, у них нет традиций. Искать чудеса механики нужно там. С другой стороны, микробренды, создающие необычные сложные часы, живут недолго – взлетают на пике моды и исчезают без следа в кризисы. Это часовые фрики, часто исполнители одного хита. Чтобы работать с микробрендами, нужны стабильные поставки. Они могут выпустить партию в 200 экземпляров и потерять интерес к модели. Покупатели как раз до нее дозрели: решение о приобретении часов обычно небыстрое – а модель уже не выпускается. Тем не менее у нас микробренды присутствуют, мы научились сотрудничать и с ними. Есть еще и фешен-часы, которые делают модные бренды. Это чистой воды аксессуары, порой очень дорогие, в которых появляются разные модные фишки типа сенсорных экранов или смарт-функций. Но время их жизни совсем небольшое – волна проходит, и дальше они продаются по цене пластмассы.
Главная проблема – как привнести ценность в часы, чтобы обосновать их цену. Это ручной труд, сложный механизм, но основная составляющая цены – реклама и маркетинг. Часы, собранные роботом, дорого продать невозможно. Тот же Apple, производитель популярных смарт-часов, так и не смог преодолеть тысячедолларовую отметку. И сразу после покупки эти часы начинают стремительно дешеветь.
На третьем этаже вашего флагманского магазина расположен Музей времени и часов, в котором я с интересом провел полдня. Расскажите о нем.
Музей создан осенью прошлого года совместно с фондом «Часовое наследие» при поддержке Национальной ассоциации часовщиков. Это не только экспозиция, но и место встречи коллекционеров, презентаций, дискуссий и выставок. Сейчас у нас открылась уже вторая временная выставка; первая демонстрировала наградные часы российских императоров Дома Романовых. Работает выставка призовых часов Российской императорской армии. В мае в музее проходила выставка Константина Чайкина – наверное, наиболее интересного российского часовщика современности. Была представлена полная ретроспектива его работ – более 25 редких и уникальных моделей. Там же можно было увидеть самые сложные часы России – «Московскую Пасхалию», познакомиться с прототипами механизмов, эскизами и рабочими чертежами мастера.
В музейном пространстве устраиваются презентации и мастер-классы Часовой школы и Академии часового дела. По сути, за неполный год музей стал центром притяжения часовых энтузиастов страны. Сохранение отечественных традиций часовой культуры – наша миссия.