Нейросети, цифровые дублеры и виртуальная реальность: современные технологии киноиндустрии на фестивале Original +
Деловая программа состояла из двух основных блоков: интерактивная презентация технологии Virtual Production и методов ее применения для создания аудиовизуального контента, а также круглый стол «Искусство и технологии» со стейкхолдерами рынка, в рамках которого в формате дискуссии обсудили вопросы образования и кадров и новые технологические веяния: применение нейросетей и искусственного интеллекта при создании кинокартин, интеграция в сцены цифровых дублеров, новые инструменты для индустрии, рожденные различными коллаборациями.
«Технология Virtual Production – один из инструментов, с помощью которого можно создавать очень интересные решения, делать то, чего никто никогда не делал. И она не заменит во многих случаях классические виды съемок на натуре и хромакее. Но есть сцены, где Virtual Production – идеальный и, зачастую, просто незаменимый инструмент. Перспективы его развития на ближайшие десятилетия безграничны. Только за последние два года мы интегрировали в рабочие процессы элементы дополненной реальности (АR), искусственный интеллект, а благодаря коллаборациям с технологическими компаниями – представили на рынок новые решения. И это только начало», — рассказал Ростислав Мусаев, Генеральный директор студии XOVP.
Совместно с соучредителем студии Андреем Ерешко новые инструменты для киноиндустрии обсудили режиссер кино и медиа Павел Тимофеев, руководитель школы компьютерной графики Realtime School Сергей Кащавцев, технический директор компании Kirillin Camera Rental Дмитрий Бодряшов. Одной из ключевых тем дискуссии стал вопрос о нейросетях и искусственном интеллекте.
«Stable Diffusion, Dall-E 2, Midjorney уже стали для арт-департамента инструментами, которые мы часто используем и непрерывно тестируем. Прежде всего нейросети помогают команде в создании референсов и эскизов: имея заданные параметры через нейронные сети, мы получаем множество эскизов, которые можем выбирать для дальнейшей проработки. При работе с 3D-сценами, благодаря искусственному интеллекту, можно генерировать новые текстуры, увеличивать их разрешение и количество вариаций. Есть и отличные продукты, которые используются в отделе девелопмента, например, ChatGPT помогает записывать, проверять и анализировать тексты», — объяснил Андрей Ерешко.
Согласно актуальным тенденциям создания кино-контента — будущее уже наступило: музыку к фильмам пишет искусственный интеллект, кино и реклама больше не имеют преград по воплощению авторских задумок, а метавселенные в кино и в реальности продолжают принимать новых резидентов. Но есть и факторы, которые, определенно, сдерживают распространение и принятие в творческие процессы новых инструментов.
«Режиссер – очень интересный человек, с большим бэкграундом знаний и широким кругозором. Нынче я читаю одно занимательное произведение – приближенную к реальности фантастику. Безусловно, я не мог не задуматься об экранизации произведения с использованием нейросетей, ведь режиссер всегда размышляет над тем, как можно проще, быстрей, интереснее, хайповее снять то, что он считает достойным внимания. И на сегодняшний день я активно изучаю этот вопрос, понимая, что история съемок с искусственным интеллектом – весьма неоднозначная. Важно очень четко "проявить" персонажей. И если сейчас некоторые странные особенности нейросетей дают ощущение того, что, возможно, от такого хайпа стоит отказаться в пользу более изученных методов съемки, то я одним из первых буду стоять у истоков применения более доработанных версий – это точно», — рассказал Павел Тимофеев.
В числе наиболее актуальных вопросов дискуссии стали цифровые аватары. Безусловно, в эру компьютерных технологий и графики цифровая массовка, 3D-сцены с анимированными персонажами – прогрессивное решение, давно зарекомендовавшее себя на рынке.
Сергей Кащавцев и Дмитрий Бодряшов поделились яркими кейсами применения этих инструментов, рассказали о самой технологии: «Мы все чаще и чаще сталкиваемся с нестандартными задачами, в числе которых – съемки с внедрением в кадр цифровых персонажей и массовки. И сейчас это решение уже есть: совместно с мокап-студиями и студиями Virtual Production рождается инструмент, который уже востребован на рынке, и сфера его применения будет только расти. У нас есть положительный опыт технологических коллабораций. Например, проект Russian Plates, реализованный совместно со студией, позволяет осуществлять съемку фонов 360 на риг из камер Red Komodo для последующей съемки проездов автомобилей на LED-экранах и/или с использованием хромакея. Маленький, разработанный специально для съемок Roadster 360 успел пополнить банк фонов, отсняв самые популярные для кинопроизводителей улицы Москвы и ближайшего Подмосковья. Сейчас есть несколько новых разработок, в том числе с использованием роботов и искусственного интеллекта».
В настоящее время российский рынок переживает трансформацию, и сфера новых технологий в киноиндустрии – не исключение. Компаниям приходится в кратчайшие сроки внедрять новые платформы и сервисы, заменять оборудование и ПО, знакомиться с новыми инструментами. Это ускорило процесс развития кино в десятки раз, и сейчас в России есть все условия для того, чтобы он завершился успешно, а отечественные кинопроизводители заняли устойчивые позиции на мировом рынке.