В МИСИС на лектории «Знаешь? Научи!» рассказали о проектах Десятилетия науки и технологий
Мероприятие организовано с целью объединения людей вокруг научного сообщества и популяризации науки.
Что такое быть ученым? Зачем становиться ученым и почему важно, чтобы учитель формировал правильный образ о науке? На эти вопросы ответил директор Центра стратегических инициатив Национального исследовательского технологического Университета МИСИС Андрей Воронин. В своем выступлении Андрей Воронин раскрыл важные моменты правильного освещения информации о науке, как сформировать у детей правильное представление о том, что значит быть ученым, чем он занимается и в чем особенности его сложной профессии.
«Мы собрались, чтобы поговорить о действительно важном – о нашем будущем, о том, как заразить этим будущим школьников и молодых людей. Мы постараемся дать ответ, как заинтересовать школьника наукой, чтобы он выбрал правильный путь – путь исследователя. Я уверен, что все мы исследователи от рождения. Вопрос "почему" в нас с самого начала жизни», – прокомментировал Андрей Воронин.
Об инициативах Десятилетия науки и технологий «Научно-популярный туризм» и «Научное волонтерство» рассказал Иван Смирнов, кандидат биологических наук, Член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, директор Гимназии Святителя Василия Великого.
«Наука – это не только развлечение, часто это бывает и рутиной. Однако те инициативы, которые реализуются в рамках Десятилетия науки и технологий, могут помочь в популяризации науки среди школьников, раскрывая науку с новой, неожиданной стороны. Так, благодаря инициативе "Научно-популярный туризм" дети вместе с родителями смогут не только отдохнуть в регионах России, но и прикоснуться к настоящей науке в лабораториях университетов и научных организаций. А благодаря инициативе "Научное волонтерство" любой желающий, в том числе школьник может внести вклад в масштабные исследования, которые проводятся ведущими учеными страны», – прокомментировал Иван Смирнов.
О главном школьном предмете, царице наук, и важности популяризации математики рассказал Александр Герцберг, учитель математики и финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2018». Также, спикер отметил, что ключевой фигурой для вовлечения детей в науку является учитель.
«Я знаю ситуацию изнутри, работаю в одной из московских школ, поэтому буду говорить от лица учителей. Мы очень много говорим фразу "популяризация науки", поэтому должны понимать, что это не только совокупность фактов, которые мы хотим вложить в головы. Это, в первую очередь, формирование научного мышления и научного подхода к жизни и к решению жизненным проблем. Мир меняется достаточно быстро, и многое становится возможным благодаря открытиям ученых. Очень важно понимать, что важнее: совокупность знаний или гибкость мышления? Как раз научный подход к жизни формирует именно гибкость, что является более важным, это позволяет быстро адаптироваться в любых ситуациях. А любая научная деятельность начинается именно с наставника или учителя», – рассказал Александр Герцберг.
Наука в рамках Десятилетия науки и технологий не обошла стороной и сферу кино. О том, какая работа по популяризации и продвижению науки ведется сегодня на телевидении рассказал Алексей Резепкин, исполнительный продюсер телеканала «Наука».
«Я в восторге, что сейчас проходит Десятилетие науки и технологий. Опыт Года науки и технологий был очень удачным, у нас было огромное количество работы, но это только наполняло нас, а не выматывало. Сейчас очень много научно-популярного контента, более того, он очень качественный. Уверен, что благодаря Десятилетию науки и технологий качество научной коммуникации вырастет еще больше», – рассказываетАлексей Резепкин.
Химик-разработчик и популяризатор науки Денис Байгозин рассказал, как правильно запоминать информацию, и не просто запоминать, а делать это эффективно и надолго. На что следует обращать внимание, если она не запоминается с первого раза и стоит ли об этом переживать.
«Мы все понимаем, что наши возможности ограничены. Одно из ограничений – наша память. Некоторые с самого детства видят, что окружающие быстрее них запоминают стихи. А если у самих таких способностей нет, считают, что и в науку идти не нужно. Я тоже был таким. Будучи школьником, не смог запомнить стихотворение за 15 отведенных минут, в то время как отличники с легкостью выполняли задание. Спустя некоторое время я научился "обманывать" учителя, как бы "переоткрыв" метод Цицерона. С помощью мнемотехники это может сделать каждый. Можно так запоминать и стихотворения, и тексты, и даты и целые книги», – рассказывает Денис Байгозин.
Как бороться со стереотипами о научной деятельности? Как развивать талант ребенка благодаря проектам Десятилетия науки и технологий? Как конкурс детского научно-популярно видео «Знаешь?Научи!» позволяет приобщить детей к науке? Об этом рассказал продюсер АНО «Национальные приоритеты» Артем Жбанов.
«Сегодня учителя сталкиваются с множеством проблем, когда пытаются продвигать науку в школах. Во многом, до сих пор присутствует стереотип, что наука – это что-то сложное и скучное. К тому же, современный учитель вынужден конкурировать за внимание ребенка с социальными сетями, гаджетами и видеоиграми. Для того, чтобы наука заинтересовала ребенка с начальной школы, был создан один из наших проектов – конкурс детского научно-популярного видео "Знаешь? Научи!". Это формат, в котором ребенок с начальной до старшей школы может прикоснуться к науке в развлекательной форме», – прокомментировал Артем Жбанов.
В октябре 2022 года стартовал прием заявок на Всероссийский детский научно-популярный конкурс «Знаешь? Научи!». Конкурс поможет школьникам по всей России попробовать себя в роли научно-популярных блогеров и выиграть сертификаты на образовательные курсы, технику и поездки, а также новое оборудование для школ.
Участниками конкурса могут стать ученики 1-11 классов. Для участия необходимо записать научно-популярное видео и опубликовать его на сайте nauka.homo-science.ru. Видео должно в доступной и интересной форме объяснять научную теорию, концепцию или явление. Продолжительность видео – не более 3 минут.
Конкурсные работы принимаются с 1 октября 2022 года по 11 января 2023 года.
Авторы лучших видеороликов получат ценные призы от партнёров конкурса: образовательные курсы, технику и сертификаты на ее покупку, поездки и экскурсии, модный мерч и многое другое! Кроме детей специальные призы получат школьные учителя-наставники финалистов, а школы победителей будут оснащены специальным современным оборудованием.
Конкурс проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, национального проекта «Наука и университеты» а также входит в инициативу «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» Десятилетия науки и технологий.
В 2022 году конкурс проводится на просветительской платформе Homo Science, созданной при поддержке Госкорпорации «Росатом». На платформе все интересующиеся наукой могут получить доступ к библиотеке научных статей, видео и материалов, созданных научной редакцией при участии ученых, экспертов и популяризаторов науки.
Компания VK, развивающая образовательные и просветительские проекты в стране, поддерживает конкурс.
В этом году стратегический партнер конкурса – Российское общество «Знание» – приготовил для участников большое количество увлекательного научно-образовательного контента – вдохновляющие лекции в формате TED-talk, а также мастер-классы от популяризаторов науки. К примеру, от ведущего молодого российского ученого, руководителя научной группы Центра НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС» Алексея Федорова участники смогут узнать, какие загадки скрывает квантовая физика.
Кроме того, продюсер научно-популярного телеканала «Наука» рассказал участникам, как правильно делать науку интересной, как создаются увлекательные научно-популярные телепередачи и какие приемы из научного кино ребята могут использовать в своих конкурсных видео.
Конкурс проводится АНО «Национальные приоритеты» совместно с просветительским проектом Homo Science, при поддержке Госкорпорации «Росатом». Генеральным партнером конкурса выступает компания VK. Также партнерами конкурса выступают информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум», образовательная платформа «Учи.ру», Университет науки и технологий МИСиС, Всероссийский конкурс «Большая перемена», Телеканал «Наука», ПАО «Объединенная авиастроительная компания», Государственная корпорация «Роскосмос».