Вопросы и ответы: почему люди беспричинно просыпаются среди ночи? С какой высоты видно, что Земля круглая?
Возникают ли в грунте полости после подземного ядерного взрыва?
Эффект, производимый подземным ядерным взрывом, может быть различным в зависимости от характера грунтов, мощности и глубины залегания заряда. При недостаточной глубине залегания может произойти выброс грунта с последующим образованием воронки. Так, например, в 1965 году в районе Семипалатинска с помощью термоядерного заряда попытались создать водохранилище для нужд местного сельского хозяйства (проект «Чаган») — тогда получилась открытая яма диаметром 500 и глубиной 100 м, имевшая остеклованное дно. Другой вариант — когда продукты ядерного взрыва оказываются запертыми под мощными пластами грунта. В этом случае непосредственно в месте нахождения заряда окружающий грунт испаряется и возникает полость с оплавленными стенками. Известны фото такой полости, полученные в 1961 году в ходе американского проекта Gnome, также связанного с попытками мирного использования энергии ядерного взрыва. Слабый заряд в 3,1 кт оставил в соляных пластах полость диаметром около 50 и высотой около 20 м. Соль на стенах была не белой, а имела разные оттенки синего, зеленого и фиолетового. Так поработала интенсивная радиация.
Почему люди беспричинно просыпаются среди ночи?
Похоже, что привычный распорядок суток — день для бодрствования, ночь для сна — не для всех и не всегда соответствует заложенным в нас природным ритмам. Большинство людей нередко ощущают сонливость в послеобеденное время — казалось бы, в самый разгар активности организм вдруг почему-то требует отдыха. Поэтому в жарких, в основном аграрных странах в послеобеденный зной устраивают «сиесту» для отдыха и сна. Менее известно, что и в ночное время наши циркадные ритмы, то есть ритмы, управляющие биологической активностью организма, могут чередовать периоды сна со всплеском бодрствования. Разумеется, режим дня современного человека во многом зависит от воздействия факторов цивилизации: от использования электрического света, от принятия лекарств и тонизирующих средств, от устоявшихся правил и традиций. Однако известно, что во времена, предшествовавшие изобретению электричества, антисиеста среди ночи была вполне нормальным явлением. Люди ложились спать с заходом солнца, часа через четыре просыпались и час-другой бодрствовали, а порой даже общались с неспящими родственниками и соседями, чтобы затем вновь отправиться «на боковую» и спать уже до утра.
С какой высоты видно, что Земля круглая?
Технология понятна. Чем выше мы поднимаемся, тем больший (при условиях хорошей видимости) участок земной поверхности мы обозреваем, и тем более заметна его кривизна. На уровне моря или, скажем, из окон высотного здания заметить хоть малейшее искривление горизонта практически невозможно, что бы ни говорили на сей счет городские легенды. Но если взобраться на высокую гору (примерно 6000 м), то кое-что уже заметить можно. Нет, глаз все равно будет воспринимать горизонт как прямую линию, но если, например, сделать фото и попытаться на снимке совместить линию горизонта с идеальной прямой, то расхождение уже будет заметно. Ну а чтобы окончательно убедиться, что Земля имеет форму шара (простите, геоида), придется забраться выше — на отметку примерно 18−20 тысяч метров. Иными словами, из окна пассажирского самолета это зрелище, увы, недоступно.
Как часто меняются авиационные шины?
Касание самолетом полосы при посадке часто сопровождается выделением дыма из-под пневматиков. Очевидно, что авиационное колесо подвергается сильным механическим и тепловым нагрузкам, и, разумеется, менять резину на самолетах приходится чаще, чем на автомобилях. Конкретный срок службы пневматиков зависит от типа самолета, и общих для всех типов воздушных судов цифр нет. Кроме того, длительность использования шин связана с условиями эксплуатации: полосы с шершавым покрытием изнашивают резину сильнее. Если брать пассажирский лайнер одного из самых распространенных типов — Boeing 737, то его шины выдерживают примерно 150−250 взлетно-посадочных циклов. Учитывая интенсивность эксплуатации самолетов коммерческими авиакомпаниями, можно говорить примерно о двух-трех месяцах службы. В любом случае состояние резины контролируется авиационными техниками перед каждым вылетом. Интересно, что отслужившие свой срок шины не выбрасывают, а ремонтируют — на них наваривается новый протектор. Считается, что отремонтированные шины могут быть даже более износостойкими, чем поступившие с завода.
Почему шимпанзе сильнее человека?
Несмотря на близкое генетическое родство, шимпанзе действительно намного сильнее. Почему? Пока ученые спорят: одни считают, что дело в более плотной мышечной ткани обезьян, другие находят ответ в различиях нервных систем. Нервная система шимпанзе, считают они, ориентирована на силу, человеческая — на скорость и ловкость.
Сужается или расширяется Гибралтарский пролив?
Сужается, по мере того как Африканская тектоническая плита движется в общем направлении на северо-восток, в сторону Евразийской. Через миллионы лет пролив закроется, и Средиземное море потеряет связь с Мировым океаном. После этого, согласно нынешним оценкам, примерно за 1000 лет оно полностью высохнет. Кстати, такое уже случалось во время так называемого Мессинского кризиса. Затем 5,3 млн лет назад скальная перегородка между Атлантикой и Средиземноморской впадиной обрушилась, и в результате так называемого Занклийского потопа море появилось вновь.
Что такое звуковые волны на Солнце?
Акустические волны — это возмущения, распространяющиеся в материальной среде, связанные с колебаниями ее частиц. Мощные магнитные поля на нашей главной звезде вызывают такие возмущения в солнечном веществе, но звуком в привычном смысле их назвать нельзя в силу сверхнизкой частоты — порядка тысячных долей герца.
Можно ли бесконечно перерабатывать бумагу в бумагу?
Процесс повторной переработки бумаги состоит в том, что ее измельчают, перемалывают, смешивают с водой, удаляют при необходимости краску, извлекают с помощью центрифуги разные примеси, добавляют необходимые химикаты. Затем получившуюся пульпу наносят на сетчатый экран, воду отцеживают. Сырой пока еще лист прокатывают между горячими валиками и высушивают. Во всей этой процедуре необратимый характер имеет лишь уменьшение длины целлюлозных волокон. В плотной, качественной бумаге волокна длинные, но при переработке макулатуры и повторном измельчении они с каждым разом укорачиваются, грубеют и становятся все более жесткими, а значит, годятся уже только для бумаги пониженного качества — например, оберточной или газетной. По некоторым оценкам, целлюлозные волокна выдерживают всего четыре-шесть циклов измельчений.