Почему нам так трудно отказаться от вредной еды?
Несмотря на то, что у человека сегодня есть множество возможностей для развития и досуга, а наши потребности давно вышли за пределы исключительно физиологических, нами все равно движут инстинкты.
Всякий раз, когда нашим предкам в руки попадала какая-нибудь еда, они съедали ее как можно быстрее и больше. Но это даже не самое главное! Жирная и сладкая еда всегда представляла для всех живых существ большую ценность, ведь в ней много калорий, то есть больше энергии. Сегодня у большинства людей есть легкий доступ к еде, но наш организм этого не понимает. Наши инстинкты по-прежнему побуждают нас есть как можно больше, готовясь к возможному голоду. Именно поэтому нам трудно сказать «нет» фастфуду.
Интересно, что для такой реакции есть свое название — сверхнормальный стимул. Такие стимулы встречаются чаще, чем вы думаете. Они повсюду! Например, косметика подчеркивает наши естественные черты (делая губы более красными, а щеки более розовыми). Соска для младенцев также пример такого стимула. Дети с удовольствием сосут пластиковые пустышки большего размера, даже несмотря на то, что рядом с ними нет ни матери, ни молока.
Почему мозг привлекают сверхнормальные стимулы?
Когда мы выбираем здоровую пищу, в нашем мозге увеличивается количество определенного нейромедиатора — дофамина, а он связан с чувством вознаграждения и удовольствия.
Вознаграждение может быть определено как любая цель или объект, к которому мы стремимся, например, еда. Когда мы выполняем «полезную деятельность», наш мозг выделяет дофамин, который заставляет нас чувствовать себя потрясающе. Затем мозг вспоминает, насколько приятным был этот опыт, и пытается повторить или усвоить это поведение.
Когда мы едим здоровую пищу вместо вредной, которая может быть сравнительно менее вкусной, у нас появляется склонность к пристрастию к последней. Таким образом, чем с большим количеством сверхнормальных стимулов мы сталкиваемся, тем больше наш мозг настраивается на них. Обычные стимулы больше не вызывают у нас прежнего прилива дофамина.
Увы, но этот процесс приводит не только к тяге к фастфуду. Сверхнормальные стимулы могут отражаться на желании сидеть в социальных сетях, употреблять алкоголь, наркотики или играть в видеоигры.
Как же бороться с этим? Увы, в современном мире это достаточно сложно, ведь люди чувствительны к необычным или более сильным раздражителям. Например, маркетингу. Попадание на эти ложные сигналы может привести к поведенческим зависимостям, которые отнимают у нас время и энергию. Агрессивная реклама может заставить вас хотеть ненужных вещей. В таком случае, нам всем приходится останавливать себя и стараться думать логически.
Может быть, у вас серьезная зависимость?