Письма читателей о хромосомах и не только
Лучшее письмо месяца
Прочитал в «ПМ» № 9'2013 статью «Возвращение вкуса» и не смог не написать, поскольку работа с ДНК — моя профессия. По роду деятельности мне приходится не только создавать новые гены, но и, что самое сложное, заставлять их работать в про- и эукариотических клетках. Честно говоря, меня нервируют невежественные противники ГМО, которые с пеной у рта доказывают то, о чем не имеют даже простейшего представления. Многомиллионная эволюция человека сделала все, чтобы случайно попавшая в организм ДНК не приводила к мутациям.
Для этого весь генетический материал (хромосомы) заключен в ядро; мало того, у эукариот масса систем контроля и репарации ДНК, что и позволяет человеку сохранять стабильность генетического материала. Человек с пищей потребляет несколько граммов чужеродных нуклеиновых кислот в сутки, и это не только ДНК, но и РНК, в том числе и матричная, которой достаточно попасть в цитоплазму, чтобы начался синтез чужеродного белка, но... ничего не происходит. Тысячи ученых всего мира бьются над проблемой трансфекции (доставки генов в ядро) эукариотических клеток. Я уже не говорю о целом организме человека или животного.
Дело в том, что такие препараты довольно токсичны, и если в культуре клеток можно получить достаточно неплохой результат, то in vivo, как правило, происходит провал. Кроме того, даже если и произойдет временная трансфекция, то есть чужеродному гену удастся проникнуть в ядро, ему еще нужно встроиться в хромосому с массой различных нюансов, иначе ген не передастся при делении в дочернюю клетку или не будет работать, и все закончится при естественной гибели данной клетки. И не стоит забывать, что на страже еще стоит иммунная система организма.
Алексей Оксанич
И пистолет, и пулемет
В «ПМ» № 11'2013 в разделе «События» рассказано о выставке «Потайное оружие
Андрей Бучинский
Мощная оппозиция
К статье «Точка опоры» о развесовке Subaru XV, достигаемой за счет использования оппозитных двигателей («ПМ» № 11'2013), хочется добавить, что оппозитный двигатель обладает и другими достоинствами, из-за которых у японского полноприводного скакуна имеются свои фанаты. Оппозитный двигатель практически полностью лишен вибраций, поскольку движение поршней синхронизировано по фазе таким образом, что возникающие вибрации гасят друг друга. Оппозитный двигатель в большей степени отвечает требованиям пассивной безопасности при лобовых столкновениях.
Низкое расположение двигателя даже в случае сильных ударов снижает риск попадания его в салон автомобиля, тем самым уменьшая опасность получения травм водителем и пассажирами. Есть еще пара плюсов оппозитных двигателей, один из которых заключается в компактности их размеров, а второй — это неповторимый звук. Но есть и обратная сторона медали: повышенный расход топлива, устойчивая тенденция к «пожиранию» масла (особенно у оппозитных двигателей с турбонаддувом) и самое главное — дороговизна как запасных деталей, так и ремонтных работ. Возможно, именно из-за высокой цены многим автопроизводителям пришлось от них отказаться.