Письма читателей
Лучшее письмо месяца
В статье «Паучья музыка» («ПМ» № 5'2012) описаны скрипичные струны нового вида, созданные японским исследователем Осаки Шигиеси из паутины крупных древесных пауков. Однако выражение «скрипичная струна до мажор» — ошибка перевода. G-string — это струна соль, самая толстая струна скрипки, нижний тон — соль малой октавы. Скрипка строится по квинтам вверх — соль, ре, ля, ми. Соль — малой октавы, ре, ля — первой, ми — второй.
Как видите, струны до на скрипке нет вообще. Откуда тогда взялась «струна до мажор»? Возможно, автора попутали G и g — латинские обозначения тональностей и ладов, где большая буква традиционно относится к мажору — G dur (соль мажор), а маленькая к минору — g moll (соль минор). Струна не может быть мажорной или минорной, потому что мажор (минор) — это ладовое свойство созвучия, для образования которого требуются как минимум два звука.
И интервал между ними должен быть или терцией, или ее обращением — секстой. Только терция или секста могут быть мажорными или минорными. Все остальные интервалы — секунда, кварта и др. этим свойством не обладают. Терции и лежат в основе мажорного и минорного трезвучий. Слово «мажор» означает большой, «минор» — малый. В единицах измерения интервалов — тонах — это выглядит так: два тона — мажорная терция, полтора — минорная.
Знали бы пауки, какая музыкально-теоретическая дискуссия разгорелась вокруг их «творчества»! Мне удалось послушать скрипку с паучьими струнами — фрагмент Концерта для скрипки Чайковского в исполнении самого господина Шигиеси. Звучит очень неплохо, мягко и приглушенно. Кто бы мог подумать — такие существа, бр-р... не очень, прямо скажем, приятные, а внесли свой вклад в возвышенное музыкальное искусство.
Ольга Новикова
Ошибка траектории
В статье «Самый английский бильярд» («ПМ» № 6'2013) на схеме 3 (два варианта выхода из игры) автором допущена ошибка. Указанная белым пунктиром траектория битка приводит к фолу и потере шести очков (биток не коснулся розового шара). Соперник может попросить повторить удар, вернув биток в первоначальное положение, или играть свободный шар, забив последовательно розовый-черный, и тем самым одержать победу.
Правильной будет траектория отыгрыша, когда биток, отражаясь от борта (бортов), коснувшись или чуть откатив розовый шар, становится, как и показано на схеме, за черный шар и образует полноценный снукер. В идеале биток должен касаться черного шара — тогда произвести хороший отыгрыш противнику будет весьма затруднительно.
Владимир Шалаев
Терминология перегрузки
В статье «В девять раз быстрее звука» («ПМ» № 4'2013) использование величины g для обозначения перегрузки некорректно. Перегрузка определяется как отношение сил, действующих на тело (при ускорении и в состоянии покоя), следовательно, не имеет размерности, тогда как размерность g (ускорения) — м/с2. Правильным будет выражение, например, «перегрузка в пять единиц».
Сергей Давыдов
«ПМ»: Вот что написано в статье «Авиационная медицина» Малой медицинской энциклопедии: «Термин "ускорение" нередко отождествляется с термином "перегрузка". Однако по смысловому значению они различаются. Ускорение характеризует изменение первоначальной скорости движения тела, а перегрузка — физические изменения, возникающие в теле при сообщении ему ускорения. Измерение перегрузок осуществляется косвенно по величине ускорения, приобретенного телом, или величине "возросшей" массы тела. Перегрузка — векторная величина, имеет направление, противоположное ускорению, и обозначается латинской буквой g со знаком плюс или минус и индексом, показывающим вектор перегрузки». Поскольку в статье термин «перегрузка» упоминается именно в отношении воздействия на человека, все вполне корректно: g в данном случае — просто обозначение.