Письма читателей: читаем лучшее письмо месяца

Автор лучшего письма месяца получает в подарок портативную стереомагнитолу RBM-211MUR от Rolsen Electronics. Модель оснащена встроенным USB, а режимы воспроизведения дисков позволяют слушать треки в различных последовательностях: как записано в программе порядка, повторение одного трека или воспроизведение всех треков в случайном порядке. RBM-211MUR поддерживают форматы CD, CD-R, CD-RW и MP3, а также оснащены FM-тюнером.
Письма читателей: читаем лучшее письмо месяца

Лучшее письмо месяца:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я могу немного ошибаться в точных сроках, но именно фирмой Ericsson в 1932 году («ПМ» № 4'2013, рубрика «Экспонат») была построена первая автоматическая телефонная станция (АТС) в Москве. Впоследствии к ней присоединилось еще около десятка с огромной по тем временам абонентской емкостью. А первая называлась В1 и была смонтирована в историческом здании между Большой и Малой Ордынками — прямо около м. «Третьяковская».

Она была демонтирована в конце 1990-х. И были эти АТС отнюдь не декадно-шаговыми (ДШ), а машинными. Первая в мире система АТС — машинная, особый случай электродвигателя (москвичи 1950−1960-х помнят эту систему нумерации — шестизначную, с буквой в начале). А потом была война, не лучшее время для развития средств связи в целях общения людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А где Швеция, все знают. Это к утверждению, что «фирма сдала позиции». Тем не менее первые декадно-шаговые АТС были привезены в СССР из побежденной Германии в качестве трофеев. Я знал тех людей, которые их демонтировали, сопровождали и строили у нас. Затем, насколько помню, в 1956 году, на заводе «Красная Заря» в Ленинграде был налажен серийный выпуск ДШ АТС, которые с 1980-х стали менять на АТС координатного типа. Первая АТСК была построена к Олимпиаде-80. Была она югославской и называлась Pentaconta.

Юрий Маркелов

Что в имени твоем?

Пролет и взрыв метеорита под Челябинском 15 февраля 2013 года был заснят не только видеорегистраторами и мобильными телефонами. Диспетчерский радиолокатор челябинского аэропорта Баландино зафиксировал три отметки цели. Координаты отметок Ам = 113 гр., D = 140 км, Ам = 135 гр., D = 85 км, Ам = 187 гр., D = 58 км (Ам — магнитный азимут, D — наклонная дальность). На снимке отлично видны контур дымного облака, оставшегося при горении «гостя из космоса», и место его взрыва (Ам = 156 гр., D = 65 км).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все координаты измерены относительно контрольной точки аэродрома (КТА) Баландино. К сожалению, гражданские радиолокаторы не оснащены высотомерами, поэтому определить высоту пролета объекта невозможно. Но можно подсчитать среднюю скорость полета на данном участке: при периоде вращения антенны 4,5 с получается около 14,5 км/с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если скорректировать координаты отметок на высоту, вектор движения метеорита продолжится практически точно над озером Чебаркуль. Скорее всего, пробоина во льду озера оставлена одним из осколков метеорита. Так что правильнее было бы называть его Чебаркульским, по месту падения.

Олег Плаксин, авиадиспетчер, Челябинск

«ПМ»: Названия каким-либо явлениям часто даются не по жестким правилам и не на основе общепринятой логики, а в силу стечения обстоятельств. Лежит ли на дне Чебаркуля метеорит или нет — это еще предстоит проверить. А вот над Челябинском болид прогремел в прямом и переносном смысле. Потому теперь его знают как «Челябинский».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Электро, а не гидро!

В статье «Машина для ядерной ноши» («ПМ» № 6'2013) допущена небольшая неточность при описании конструкции тренажерного комплекса для водителей тягачей МАЗ. Никаких «гидравлических опор» там нет. Данные динамические платформы построены с применением так называемых электроцилиндров: внутри каждого из них установлены шарико-винтовые пары с приводом от серводвигателя. Это позволяет удешевить производство при сохранении достаточных динамических характеристик.

Высокоскоростные гидравлические компоненты (цилиндры, блоки клапанов и т. п.), применение которых потребовалось бы для обеспечения тех же параметров, имеют на порядок большую стоимость, хотя и позволяют создавать подобные конструкции на базе платформы Стюарта с повышенной грузоподъемностью.

Михаил Смирнов